"Ход мигрантами" приведет Эрдогана в лучший мир

Реализация угроз наводнить ЕС мигрантами обернется для президента Турции тяжелыми последствиями - от нового путча или попыток "цветной революции" до покушения. Но выхода у него, похоже, нет

"Сегодня Турция может делать все, что захочет", - заявил RT член Совета Европы, представитель консервативной французской партии "Республиканцы" Тьерри Мариани, комментируя обострение отношений между ЕС и Анкарой после заявления турецкого президента о возможности выхода из договора по беженцам.

Реджеп Эрдоган. Фото: Sean Gallup/ Gettyimages

Вполне возможное решение Турции разорвать соглашение по мигрантам может дорого обойтись турецкому лидеру Реджепу Эрдогану. Во-первых, Эрдоган действительно может пойти на этот шаг, перейдя, наконец, от угроз к действиям, во-вторых, некоторые заинтересованные силы в ответ могут намекнуть Эрдогану, что его выходки не безграничны, - и намекнуть предельно жестко, считают российские наблюдатели.

Ранее турецкий министр по делам ЕС Омер Челик заявил, что Анкара больше не видит причин придерживаться миграционного соглашения с Евросоюзом: Турция свою часть сделки выполнила, а европейцы - нет. На прошлой неделе о возможности аннулирования соглашения с ЕС говорил и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

План по борьбе с миграционным кризисом Анкара и Брюссель согласовали в середине марта прошлого года. Документ предусматривает, в частности, возвращение всех нелегалов, прибывших в Грецию с турецкой территории, и прием Евросоюзом легальных мигрантов-сирийцев из Турции по принципу "один за одного". В рамках этих договоренностей Еврокомиссия также предложила Европарламенту и Совету ЕС снять визовые ограничения для граждан Турции.

С одной стороны, ряд экспертов допускает, что сегодня со стороны турок наблюдается все та же политика запугивания и шантажа: они и ранее угрожали напустить на Европу беженцев, однако этого не случилось. В частности, Эрдоган заявлял о намерении выйти из миграционного соглашения, если ЕС не предоставит туркам безвизовый режим, а в ноябре угрожал тем же после того, как Европарламент проголосовал за приостановку переговоров о возможном вступлении Турции в ЕС.

По мнению заведующего кафедрой сравнительной политологии РУДН Юрия Почты, нынешние заявления Анкары - не более чем часть антизападной риторики Эрдогана, рассчитанной на внутреннюю аудиторию в преддверии референдума о конституционной реформе. По традиции, с помощью подобной риторики Эрдоган пытается набрать очки, раскручивая идею нации, гонимой и унижаемой Европой, что, по логике авторов идеи, должно сплотить народ вокруг президента и обеспечить успех референдума.

Если же Эрдоган на сей раз реализует свои угрозы, Турция окончательно выпадет из европейской обоймы, и на это Эрдоган не пойдет, уверен Юрий Почта.

В свою очередь, у многих наблюдателей складывается ощущение, что турецкий лидер вполне способен на "ход мигрантами", но при этом он должен понимать: ответной реакции избежать не удастся. Эксперты допускают в этом случае и возможность попытки нового путча, и цветную революцию, и даже покушение. С учетом того, что и внутри страны далеко не все поддерживают усиление президентских полномочий Эрдогана, это вполне реально, утверждают аналитики.

Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов также уверен в том, что Эрдоган может выйти из миграционного соглашения с ЕС в течение месяца (до проведения референдума). Больших потерь Анкара не понесет, а политические последствия будут для Эрдогана весьма полезными. Выставляя ЕС недружелюбным партнером (что в контексте последнего дипломатического скандала выглядит вполне органично), Турция решает сразу несколько задач. Более того, на сегодняшний день со стороны Республики это уже последнее "китайское предупреждение": сказав "а", Анкара на сей раз вынуждена будет сказать и "б".

В принципе, Турция готова была разорвать соглашение еще в июне-июле 2016 г., после июньской резолюции бундестага, осуждающей преступления Османской империи, - о признании геноцида армян, напоминает эксперт. "Турция была возмущена и была готова на это пойти, если бы не попытка государственного переворота середины июля. Эти события отодвинули все обиды на второй план, но в нынешней ситуации резкого обострения взаимоотношений с ведущими странами Евросоюза, с требованиями ряда политиков занять единую позицию ЕС по отношению к Турции реализация этой угрозы и перевод ее в практическую плоскость вполне возможны. При этом Эрдоган прекрасно понимает, что с Турцией в ЕС придется дальше считаться, так как страна - член НАТО, военные базы на территории Турции, она имеет отношение к теме сирийского кризиса, ситуации в Ираке, это тяжеловес, с которым так просто не обойтись", - полагает Белов.

Следовательно, нужно готовиться к наихудшему сценарию с точки зрения политических взаимоотношений между ЕС и Турцией - соглашение будет разорвано, причем в максимально короткие сроки, уверен аналитик.

С учетом всех обстоятельств вопрос упирается в то, отважится ли турецкий президент на столь рискованную игру и насколько вообще на нынешнем этапе ему важна и полезна Европа, отношения с которой, похоже, и так зашли в тупик. Окупится ли "жертва Европой" на референдуме - тоже вопрос открытый, но шанс завоевать дополнительные очки внутри страны с помощью жесткой последовательной позиции в отношении "врагов" все же есть, тогда как компромисс с европейцами в этом смысле выглядит довольно бесполезным.

Так или иначе, референдум для Эрдогана сейчас куда важнее: его провал будет чреват для президента гораздо более критичными последствиями, чем ненависть европейцев, которые в этом смысле уже ни в чем себе не отказывают. Превращение в "могущественного диктатора" в случае успеха референдума, несомненно, обеспечит Эрдогану серьезные внутриполитические преференции (хотя в любом случае вызовет крайне негативную реакцию Запада). Проигрыш же чреват и потерей лица на родине, и серьезной утратой позиций на международной арене. В политике "лежачих" не просто бьют, но иногда и добивают. И при таких раскладах вероятность путча, "цветной революции" или покушения даже возрастают.

Выбор читателей