Киев блокирует российские капиталы

Сделка о продаже "дочки" Сбербанка была сорвана после того, как не удалось увязать ее с липецкой кондитерской фабрикой Roshen, принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко

Банки с российским капиталом, работающие на Украине, могут стать объектом рейдерского захвата со стороны властных структур и близких к ним бизнесменов. Сделка о продаже Сбербанка (Украина) сорвалась после того, как Киеву не удалось увязать ее в один пакет с липецкой кондитерской фабрикой Roshen, принадлежащей президенту Порошенко.

 Фото: Nazar Furyk/ Global Look

Крупнейшая сделка о продаже Сбербанка (Украина) была сорвана после того, как российская сторона не согласилась, чтобы частью сделки стала продажа липецкой кондитерской фабрики Roshen, которая принадлежит нынешнему президенту Украины Петру Порошенко, сообщает "КоммерсантЪ". Одновременно застопорились переговоры о продаже активов других банков, попавших под санкции.

Они были объявлены в средине марта в отношении Сбербанка (Украина) и его VS Bank, ВТБ, "БМ-банка" ("внучка" ВТБ), а также "Проминвестбанка", принадлежащего ВЭБу. Им запрещен вывод капиталов за пределы Украины в пользу связанных с ними лиц.

Сегодня фабрика в Липецке не работает, персонал уволен, хотя арест на ее имущество, наложенный в сентябре прошлого года Басманным судом Москвы, не запрещает его использование. Вердикт касается только операции с ним, такие как продажа или отчуждение. По-видимому, включение фабрики с сделку о продаже украинских активов Сбербанка могло привести к конфликту с законом.

Сделка по продаже активов Сбербанка на Украине обещала быть крупнейшей для рынка этой страны - $680 миллионов. Переговоры о ней велись еще в 2016 г., но в январе возникла идея сделать ее частью "понятийное соглашение" о продаже липецкой фабрики. Один из источников газеты отметил, что украинская сторона запросила за фабрику $250 млн, притом что она реально стоила не более $120-140 миллионов. Сделка была заблокирована на президентском уровне, приводит газета слова источников.

По данным газеты, приобретением активов украинского Сбербанка интересовался президент группы DCH и бывший владелец "УкрСиббанка" Александр Ярославский. Но в декабре к переговорам присоединились управляющий директор ICU Макар Пасенюк и бизнесмен Игорь Воронов. Источники газеты не сообщили, чьи интересы они представляли, но известно, что группа ICU консультировала Roshen по поводу покупки и продажи активов, а в 2007-2014 гг. ее совет директоров возглавляла нынешний руководитель Нацбанка Украины Валерия Гонтарева.

Сложности с продажей активов возникли и у других банков. Переговоры по украинским "дочкам" ВТБ вел тот же Макар Пасенюк из группы ICU. Группа ВТБ запросила за банк ВТБ (Украина) около $200 млн, что примерно соответствовало вложениям материнской компании. Однако встал вопрос о кредитном портфеле. Он равен $3,5 млрд, но, по данным Нацбанка Украины, доля "плохих кредитов" в нем достигает 90%. Поэтому сегодня за банк дают $50 миллионов.

Непонятны перспективы "Проминвестбанка", "дочки" ВЭБа, который первым объявил о решении продать украинский. Судя по заявлению главы ВЭБа Сергея Горькова, банком интересуются два-три потенциальных покупателя. Среди них - венгерский банк ОТП. Однако в нем в последнее время замедлилось принятие решений.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признал, что деятельность на Украине банков с российским капиталом "находится в серьезной опасности". "Учитывая принятые санкционные решения, которые, кстати говоря, не только угрожают дочерним предприятиям российских кредитно-финансовых организаций, но и наносят серьезнейший урон экономике… Украины, украинским налогоплательщикам, простым украинцам и так далее", - приводит его слова агентство "Прайм". По мнению Пескова, "дальнейшие действия украинских властей весьма непредсказуемы".

Чтобы оградить "материнские" банки в России, Центробанк планирует разрешить им формировать резервы на все потери по своим украинским "дочкам" в рассрочку на три года.

Как считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, основная проблема, стоящая перед банками, - найти покупателей на актив. Поэтому если нужен максимально быстрый выход, то нужно давать скидку.

Старший аналитик Moody's Ольга Ульянова полагает, что влияние возможных потерь на материнские структуры банков, затронутых санкциями, будет незначительным. В случае со Сбербанком и ВТБ они будут "комфортно абсорбированы" прибылью этих банковских групп. Ведь у Сбербанка суммарная доля украинских "дочек" в активах равна 0,5%, а у ВТБ - 0,43%, оценивают в Moody's.

Выбор читателей