К угрозам Эрдогана ЕС следует отнестись всерьез

Месть турецкого лидера Евросоюзу, скорее всего, будет носить легитимные формы, считают аналитики. До бандитских разборок с использованием террористов он не опустится, ограничившись политическими "пощечинами"

На днях президент Эрдоган пообещал, что после конституционного референдума в его стране - он состоится 16 апреля - Европа еще пожалеет о своем "несправедливом отношении". "Турецкий народ вскоре потребует ответа за содеянное. После референдума Турция призовет Европу к ответу", - заявил президент на митинге в Измире, отметив, что представители национальной диаспоры неоднократно сталкивались в ЕС с несправедливостью и давлением.

Реджеп Эрдоган. Фото: Zuma/ Global Look

Отношения обострились после недавнего дипломатического скандала, последовавшего за запретом властей Германии и Нидерландов на выступления высокопоставленных представителей Анкары перед избирателями турецкого происхождения накануне референдума по пакету изменений в Конституцию Республики, предусматривающему переход к президентской форме правления. После этого Эрдоган заявил о возможности проведения еще одного референдума, на который предполагается вынести вопрос о целесообразности дальнейших попыток вступления страны в ЕС.

Многолетние безуспешные попытки Турции присоединиться к Евросоюзу закончились тем, что психологи назвали бы "фрустрацией", и теперь Эрдоган всячески демонстрирует свою независимость от Европы. Но когда он говорит "месть", к этому надо относиться серьезно, полагает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

"Он может расторгнуть миграционную сделку - это крючок, на который турецкий президент может подцепить Европу. И расторжение этой сделки обернется для Европы тяжелыми последствиями: мигранты продолжают поступать, и не ясно, как еще от них избавиться. А с мигрантами возрастает угроза терроризма, поскольку среди них оказываются и сторонники "Исламского государства*" (запрещено в РФ)", - заявил Владимир Сотников "Утру".

Кстати, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в четверг заявил о том, что Анкара настаивает на визовой либерализации с ЕС как условии заключенной с ним миграционной сделки, сообщает агентство Anadolu."Анкара стремится урегулировать вопрос упрощения визового режима с ЕС. Турции необходима визовая либерализация, которая является одним из условий соглашения по мигрантам", - отметил министр, добавив, что после конституционного референдума эти предложения будут направлены в ЕС.

Но перспективы понятны: на эти условия Европа, скорее всего, не пойдет, поскольку ее цель - максимально отгородиться и от Турции, и от мигрантов, а не давать им "зеленый коридор".

Собственно, на это Анкара может дать не менее ощутимый ответ, полагает Сотников. "Недавний дипломатический скандал, конечно, был пощечиной Эрдогану - европейцы "немного" перегнули палку. Эрдоган такие вещи не прощает - он очень самолюбивый, самодостаточный лидер. Возможно, в ответ он откажется принимать министров из Евросоюза, объяснив, что они нежелательные персоны, или откажется от европейских товаров", - поясняет Сотников.

При этом Турция остается членом НАТО и после референдума сможет "мстить" и по направлениям совместной для стран альянса деятельности, выставляя условия своего участия, например, в ближневосточных конфликтах.

Что касается предстоящего референдума, Владимир Сотников, как и многие эксперты, уверен в том, что президент Турции получит по итогам предстоящего плебисцита абсолютную поддержку, превратится в легитимного авторитария и начнет диктовать свои условия ЕС. "А европейцам деваться некуда, и странам типа той же Германии, Голландии и другим, которые его унизили, придется с ним договариваться. Это будет уже пощечиной со стороны Эрдогана Европе, показательным примером того, что при нем турки стали независимыми в своих решениях", - считает эксперт.

Есть еще один момент: все-таки Анкару подозревают в плотном контакте с экстремистскими организациями. Ту же "Джебхат ан-Нусру" (запрещена в РФ) некоторые военные аналитики считают протурецкой силой, поясняя, что именно Турция подпитывала ее и личным составом, и боеприпасами. Неоднозначна и роль Анкары в сирийских событиях, и контакты с ИГ. Есть и менее крупные организации, в деятельности которых Турция так или иначе неофициально поучаствовала. В этом контексте возникает вопрос: а не имеет ли в виду Эрдоган под "местью" какие-то иные, менее предсказуемые варианты с криминальным уклоном?

По мнению Владимира Сотникова, сценарий использования турецким лидером своих "связей" против Европы все же маловероятен. "Нет, он выше этого. Договариваться о бандитских разборках? Он же не криминальный авторитет, не пахан в этом смысле, который договорится с террористами, чтобы те устроили европейцам "красивую жизнь". Нет, этого, конечно, не будет, связи с террористами давно прослеживаются. Действительно, Турция имеет на сей счет определенную плохую репутацию, хотя и все отрицает, но Эрдоган - деятель, который смотрит в будущее, и опускаться до бандитских разборок не в его интересах", - подытожил аналитик.

Так что, с одной стороны, примерные варианты "страшной мести" понятны, с другой, мигрантами президент Турции шантажирует Европу далеко не первый день, и этот инструмент, похоже, ни на кого уже особо не действует. Ответные меры по дипломатической линии тоже особого ущерба европейцам не причинят. Остается предположить, что все-таки Эрдоган, как человек изобретательный, придумает некий новый "ход конем" - иначе "пар уйдет в свисток" и все его угрозы окажутся малоэффективными. Но что это будет за ход, станет ясно после референдума - в случае политической и моральной победы турецкого лидера. До этого момента озвучивать все планы было бы безответственно: а вдруг итоги референдума, вопреки ожиданиям, сложатся не в его пользу? В этом случае "отмотать" сказанное назад было бы весьма проблематично, что поставило бы Эрдогана в нелепое и двусмысленное положение. А находиться в этой позиции постоянно президенту Турции, судя по всему, изрядно надоело.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей