Турецким томатам в России не бывать

Министр Ткачев признал потери из-за «помидорной» войны, но при этом высказался за снижение курса рубля для поощрения экспорта российской сельскохозяйственной продукции

Россия надеется на нормализацию торгово-экономических отношений с Турцией, но открывать свой помидорный рынок не собирается. Об этом заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев в кулуарах Госдумы, признав, что потери от антитурецких санкций были велики.

 Александр Ткачев. Фото: Utro.ru

Позиция российского правительства такова: помидорный рынок мы открывать не собираемся, заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев в беседе с журналистами после выступления в Госдуме Дмитрия Медведева, сообщает RNS. Он, однако, не упомянул о других видах сельхозпродукции, ввоз которых был запрещен в январе 2016 года. Тогда речь шла о табу на поставки всех турецких овощей и фруктов, однако после нормализации политических отношений Россия разрешила ввоз из Турции цитрусовых и косточковых. Ожидалось, что вскоре последует полная отмена эмбарго, однако в марте этого года правительство сделало это только в отношении жевательной резинки, соли, лука, цветной капусты, брокколи и гвоздики. Под запретом осталась приличная номенклатура сельхозпродукции, включая помидоры и огурцы, объемы поставок которых до запретов достигали $500 млн в год.

Проблемы росийско-турецкой торговли сельхозпродуктами до сих пор не решены. Накануне в Москве побывал турецкий вице-премьер Мехмет Шимшек, который был принят Аркадием Дворковичем. В центре переговоров была отмена взаимных торговых ограничений. Стороны договорились провести в течение двух недель проедут консультации о графике их снятия, причем Дворкович особенно настаивал на отмене таможенных пошлин на зерно. 

Но для турок важны помидоры. Для них это очень чувствительный продукт, так как его производство с самого начала развивалось с прицелом на российский рынок. Не случайно, принимая решение об исключении России из перечня стран, которым позволено беспошлинно ввозить зерно, растительное масло и ряд других продуктов, в Турции отмечали, что это – ответ на отказ России снять запрет на поставки томатов и огурцов. В частности, на это указывал глава Союза экспортеров зерновых, бобовых и масличных культур Центральной Анатолии Тургай Унлю, сообщает ТАСС.

Но война есть война, и в ней неизбежны потери. Если раньше о них говорили лишь эксперты, в частности в РАНХиГС  их оценивали в $1,3-1,5 млрд, то теперь эти данные подтвердил и глава аграрного ведомства. "Эту цифру мы не скрываем", – сказал Александр Ткаченко.

Надо сказать, что запрет на турецкие овощи и фрукты сначала создал преимущества для отечественных производителей, освободив для них большую рыночную нишу, ведь под январские заперты попало примерно 60% всего импортировавшегося продовольствия. Но затем были введены ответные санкции в отношении российского зерна и растительного масла, которые принесли большие потери для экспортеров. Быстро переориентировать такие поставки непросто, так как мировом рынке зерна и растительного масла хватает, а вот платежеспособные покупатели – в дефиците.

Правда, как отмечали эксперты РАНХиГС, сама Турция не особо пострадала от эмбарго. Она потеряла только 10% овощного и фруктового экспорта, но успела переориентировать поставки на страны ЕврАзЭС с их прозрачными для товаров границами. В результате поставки турецких овощей и фруктов в Белоруссию выросли в 7,3 раза, в Казахстан — в 12,2 раза. Что касается Азербайджана, который сам экспортирует эту продукцию, закупки турецких продуктов в этой стране выросли в 54,1 раза, сообщает RNS.

Выбор читателей