ВМФ РФ получат самую большую в мире подлодку

"Севмаш" переоборудовал убийцу авианосцев в разведчика арктических морей. Так разрешилась непростая судьба "Белгорода". Мощный подводный крейсер удалось сохранить и поставить на мирные рельсы

ВМФ России уже в будущем году получит самую большую в мире подлодку. На верфях в Северодвинске достраивается атомная субмарина "Белгород" класса "Антей". Как утверждают корабелы, по своим размерам и водоизмещению она обгонит даже легендарную "Акулу" проекта 941, длина которой превышает 172 метра.

Фото: Wikipedia

Предполагается, что "Белгород" станет носителем необитаемых глубоководных аппаратов и батискафов. В частности, будет искать полезные ископаемые на дне российского арктического шлейфа. А также "отвечать" за подводные коммуникации ВМФ РФ.

Создавался "Белгород" не для этого. Атомная подлодка должна была стать настоящим кошмаром американских авианосцев. Ее готовились вооружить 24 противокорабельными крылатыми ракетами "Гранит", которые предназначены для борьбы с мощными корабельными группировками. Предусматривался в ракетах и ядерный, 500-килотонный заряд.

Однако в 1994 г. из-за отсутствия финансирования проект свернули, а лодку законсервировали. Вспомнили про субмарину только после трагедии 2000 года, когда затонул "Курск", крейсер того же типа - "Антей".

"Севмаш" долгое время достраивал лодку по собственной инициативе. К 2005 году был смонтирован корпус корабля, но не было готово техническое оснащение и ракетные шахты. В следующем году завершение работ по "Белгороду" включили в Гособоронзаказ. Однако в ходе своего визита на "Севмаш" министр обороны Сергей Иванов ошарашил корабелов заявлением:  принято решение не вводить лодку в состав ВМФ.

В 2009 г. передумали. И хотели перевооружить лодку комплексом крылатых ракет"Ониксам" и "Калибр", его разрабатывали для проекта подлодки другого типа, "Ясень". Но затем снова все "переиграли": в 2012 году главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что "Белгород" достроят по специальному проекту, для мирных целей.

Атомный крейсер поможет находить новые нефтяные и газовые месторождения, которыми так богата Арктика - по данным геологической службы США, в этом регионе может быть сосредоточено около 13% неразведанных запасов нефти и 30% газа. 

Было проведено перепроектирование, в результате которого субмарина "выросла" с изначальных 154 до 184 м, чтобы разместить крупноабаритные аппараты. Вместо ракетного отсека врезали новый, в котором установили шлюзовые камеры для перехода в батискафы. По словам профессора Академии военных наук Вадима Козюлина, лодка станет носителем автономной атомной 60-метровой глубоководной станции АС-31. К слову, ее построили тоже на "Севмаше".

В 2012 г. АС-31 принимала участие в исследовательской экспедиции "Арктика-2012". Аппарат почти месяц собирал грунт и образцы породы на глубине 2 - 3 километров. Теперь покорять новые глубины ему поможет "Белгород". Подлодка будет перевозить и атомные подводные модули, необходимые для зарядки необитаемых подводных аппаратов.

Таким образом, субмарина еще и поможет поможет контролировать коммуникации, которые строятся на дне арктических морей. Напомню, Россия в последнее время активно наращивает свое военное присутствие в арктическом регионе. Минобороны создает шесть военных баз - на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Средний (архипелаг Северная Земля), в поселке Рогачево (Новая Земля) и на островах Шмидта и Врангеля.

Параллельно Россия обновляет атомный ледокольный флот. Помимо уже спущенного на воду нового атомохода "Арктика", идет строительство ЛК-110 "Лидер" - самого мощного ледокола в мире.

Выбор читателей