Макаревич послужит Мельпомене

В Концертном зале имени Чайковского состоится премьера спектакля "Черт, солдат и скрипка". В образе Солдата в нем предстанет Андрей Макаревич. Известный музыкант рассказал о своей новой работе

"Мимо речки, мимо луга по шоссе "Дербент - Калуга" шел солдат своей страны с необъявленной войны. Не англо-бурской, не франко-прусской, а самой что ни на есть русской" - этими стихами в стиле русского народного балагана, но звучащими остро современно, будет начинаться спектакль "Черт, солдат и скрипка" по произведениям Игоря Федоровича Стравинского, премьера которого состоится 19 мая в Концертном зале имени Чайковского в рамках фестиваля "Черешневый лес". В его основе - знаменитая музыкальная притча 1918 г. "История солдата", но сюжет приближен к сегодняшнему дню: в нем появляются биржи, банки, риелторы, интернет - все это еще вернее, чем в классической версии, помогает Черту окрутить Солдата. Необычен и состав исполнителей, привлеченных автором проекта скрипачом Дмитрием Ситковецким: роль Рассказчика исполняет Владимир Познер, а в образе Солдата предстанет Андрей Макаревич. Накануне премьеры корреспондент "Утра" встретился с известным артистом и задал ему несколько вопросов.

"Утро": Как вы оказались в столь непривычном для вас деле?

Андрей Макаревич: Идея пришла от Димы Ситковецкого. Он, скрипач с мировым именем, несколько раз обращался к "Истории солдата", ставил ее на сцене и даже сам перевел использованный Стравинским текст сказки Афанасьева на английский язык. Но ему хотелось придать произведению более современное звучание, и он заказал новый текст известному литератору Михаилу Успенскому, тот переложил сказку с прозы на стихи, и она вдруг зазвучала с совершенно сегодняшним смыслом. Мало того, мы пригласили режиссера Михаила Кислярова, который тоже имел опыт постановки этого произведения в классическом варианте, и он придумал совсем необычную концепцию, когда ведущий у нас - Владимир Познер, Черт у нас - сам Дима Ситковецкий, а я у нас - Солдат. Плюс эпизодические роли розданы участникам музыкального ансамбля - кларнетисту Игорю Федорову, пианистке Полине Осетинской… Есть еще и пантомима. Мне кажется, получается очень интересная и необычная штука.

"У": Это ваш первый опыт соприкосновения с классической музыкой?

А.М.: Я даже не могу сказать, что плотно с ней здесь соприкасаюсь, потому что у меня роль чисто словесная. Хотя там есть мой вставной номер, но подробности раскрывать не буду. Вообще к классике у меня отношение уважительное, но я никогда не рвался ее исполнять, так как не являюсь классическим музыкантом.

"У": Стало быть, нельзя сказать, что Стравинский для вас какой-то отдельный, особенно близкий композитор?

А.М.: Стравинский - вполне переходный композитор, потому что, с одной стороны, он расслышал какие-то очень современные ноты в раннем джазе, а с другой - сам оказал влияние на развитие этого музыкального направления, войдя в число его предтеч. Достаточно сказать, что одна из частей его "Истории солдата" называется регтайм.

"У": Почему все-таки не вы написали новую версию текста? Зная ту же вашу "Сказку про законодательство" и другие подобные вещи, мне кажется, вы блестяще решили бы эту задачу.

А.М.: Зачем? Я увидел уже написанный текст, он мне безумно понравился. По-моему, здесь все на своем месте. 

"У": Когда речь заходит о современной русской войне, так и хочется вставить туда слово "Сирия".

А.М.: Во-первых, Михаил, к сожалению, умер три года назад, поэтому нынешнего поворота событий он не застал. Во-вторых, что, у нас войн не хватает? Вчера была одна, сегодня другая, завтра, боюсь, какая-нибудь еще стрясется. Не надо привязывать к чему-то конкретному.

"У": Почему все-таки Познер, почему вы? Не получился ли проект немножко возрастным? По-моему, солдат должен быть довольно молодым человеком.

А.М.: А Черт, по-вашему, каким должен быть, молодым или старым? Это все очень относительно. Кстати, в царской армии служба 25 лет длилась, если я не ошибаюсь. Поэтому солдат может быть какого угодно возраста, особенно если он уже возвращается со службы.

"У": Знаю, что вы участвуете в проекте и как художник.

А.М.: Да, я сделал много набросков: что-то на те сюжеты, о которых меня попросили конкретно, что-то я фантазировал. Еще не видел, как это будет выглядеть в варианте сценического оформления, режиссер занимается этим самостоятельно. С интересом жду воплощения.

Выбор читателей