Встретиться взглядом со случайным прохожим

В галерее "Красный Октябрь" проходит юбилейная фотовыставка Вениамина Голубицкого, посвященная уличному портрету. В своих многочисленных путешествиях по миру автор снимает незнакомых людей в привычной им обстановке

Танцующие танго аргентинцы, рыночные торговцы в Марокко, буддийский монах, австралийский абориген, японская гейша - эти разные люди стали персонажами фотопортретов в результате случайной уличной съемки. Материал, представленный на юбилейной выставке Вениамина Голубицкого "уЛИЦА" в галерее FineArtClub "RedOctober", собирался в течение многих лет. Из своих многочисленных путешествий по миру автор всегда привозит изображения незнакомых людей, сделанные случайно, благодаря уникально совпавшим обстоятельствам места и времени.

Фото: golubitski.ru

Вениамин Голубицкий всерьез увлекся фотографией 20 лет назад. По его словам, впервые потребность запечатлеть свои впечатления в кадре проявилась у него при посещении Кубы.

"Это был такой исторический момент, когда Куба еще сохраняла в себе коммунистические черты, но уже оказалась брошена своими прежними друзьями. И, будучи очень импульсивной и живой страной, она своеобразно проживала этот момент. Когда ты случайно оказываешься на улице, которая танцует, потому что кто-то начал играть, - ты хочешь запечатлеть свое впечатление от увиденного. И мой друг-художник посоветовал мне фотографию, как лучший способ для этого", - рассказал он.

Вениамин Голубицкий. Фото: YouTube

"Утро": В эпоху, когда возможность запечатлеть любое мгновение доступна миллионам людей, а интернет переполнен продуктами моментальной и даже случайной съемки, в чем уникальность вашего подхода?

Вениамин Голубицкий: Действительно, нас окружает очень много изображений. Как и с буквами - их много, а поэтов и писателей мало. Есть большая разница между фотографией как способа общения и коммуникации - и фотографией как предмета искусства. Меня вдохновляют фото на стенах галерей. При этом мы все понимаем, что фотография на стене - это не всегда то, с чем вы будете готовы жить. Это всегда дополнительное окно, немного другая реальность. И вам с этим окном либо удастся выжить, оно откроет вам какие-то перспективы пространства, либо вы через день решите, что с этим жить невозможно. Ровно так же с картинами, которые сложно заменить изображением в компьютере или смартфоне.

Когда у каждого есть возможность получить моментальное изображение - это очень хорошо, но это не отменяет позиции фотографа. И особенно это касается изображения людей, где требуется совсем другой уровень проникновения в материал. Следующий важный шаг - поместить портрет в свой контекст, ведь пространство очень влияет на восприятие. На нашей выставке этим контекстом стала улица, как образ линейного движения.

Фото: golubitski.ru 

"У": Люди, портреты которых представлены на выставке, - у вас с ними были какие-то коммуникации?

В.Г.: В большинстве случаев нет, причем я избегал этого намеренно. Коммуникация - это уже другая съемка, она больше студийная, хотя и уличные персонажи можно снимать, общаясь с ними. Мои портреты - это про моментальный взгляд. Встретить прямой взгляд в тот момент, когда человек понял, что попал в объектив, а затем удержать этот взгляд - это не так часто случается. Если вы сумели ухватить это мгновение, получается значимая история.

Фото: "Утро" 

"У": Ваши герои иногда не рады попасть в объектив - есть фотографии, где это явно видно. Так часто бывает?

В.Г.: В кадр можно поймать разные эмоции. Иногда это бывает презрение, можно вообще получить какой-то ненавидящий взгляд. Особенно в странах, где есть напряжение между культурами. В некоторых кварталах Иерусалима можно поймать самый недобрый взгляд, но это ничего не отменяет. Иногда получается, что в одном кадре на тебя смотрит с ненавистью взрослый, а ребенок при этом смотрит с интересом. В таких случаях, глядя на детей, лишний раз убеждаешься, насколько наш мир един и неразделим.

Раньше в фотографии была замечательная тайна - вы снимали на пленку и до момента печати часто не знали, что же там получилось. Работая с непредсказуемым уличным светом и в разных природных условиях, мы тоже часто сталкиваемся с тайной, когда природа берет и выставляет нам такие условия для съемки, о которых мы даже и помыслить не могли. Это может быть неожиданный прокол в облаках, давший прожекторный солнечный взгляд с неба, или тучи, движение которых в каждую минуту изменяет мир и людей до неузнаваемости… 

Возможно, из-за этой непредсказуемости любимыми жанрами автора остаются портрет и пейзаж.

Фото: "Утро" 

В рамках своей юбилейной фотовыставки Вениамин Голубицкий презентует новую книгу "Поиск адресата" - многолетний поэтический труд, отражающий вечно стремление человека слушать и быть услышанным. У автора много творческих планов в области выставочной фотографии. Следующей темой экспозиции может стать мир колеса, которое может рассматриваться как метафора замкнутого цикла, объединяющего движение, время и судьбу.

Выставка "уЛИЦА" в галерее FineArtClub "RedOctober" продлится до 26 мая.

Презентация книги Вениамина Голубицкого "Поиск адресата" состоится 17 мая в 20:00.

В рамках экспозиции состоятся музыкальные квартирники: 10 мая выступит группа "Серьга", 11 мая группа "Ромарио" даст симфонический квартирник, 12 мая будет играть Евгений Маргулис, а 13 мая выступят Александр Иванов и группа "Рондо".

Подробности и регистрация на мероприятия на официальном сайте.

Выбор читателей