Японцы потеряли надежду на Курилы

"Личная" дипломатия, на которую делал ставку премьер Страны восходящего солнца, не сработала. В отсутствие перспектив положительного решения территориального спора убедились даже японские бизнесмены

Переговоры между Россией и Японией по поводу принадлежности Курильских островов зашли в тупик. Москва не видит предмета для спора, а Токио разочарован в стратегии премьер-министра Синдзо Абэ.

Курильские острова. Фото: Sergey Frolov/ Global Look

Это даже не топтание на месте, это явный откат назад. Еще в прошлом году российские и японские СМИ взахлеб обсуждали встречи лидеров России и Японии, эксперты обсуждали возможные компромиссы. Но вот прошло немного времени, и визит Абэ в Москву в конце апреля уже не вызвал никакого интереса. Заранее было понятно, что возможности диалога по Курилам исчерпаны, а другой базы для обширного сотрудничества у стран нет.

Главное, что японцы наконец-то убедились – Курильские острова в свою собственность они не получат. В России постоянно повторяли, что принадлежность этой территории не может быть оспорена, поскольку все было оформлено законно, согласно нормам международного права. Следовательно, обсуждать в Москве готовы все что угодно – совместную хозяйственно-экономическую деятельность на Курилах, туризм, посещение могил предков, – но только не юрисдикцию.

Причем, как пишет завсектором экономики и политики Японии ИМЭМО РАН, эксперт Российского совета по международным делам Виталий Швыдко в "Газете.Ру", все эти экономические проекты и сделки с японской стороной Москва рассматривает как чисто коммерческие предприятия, не являющиеся ни помощью России, ни политическими шагами навстречу. Даже наоборот, участие японских компаний в хозяйственной деятельности на российской территории воспринимают в Москве как проявление своей доброй воли.

Для Токио же во главе угла любых отношений с Россией – Курилы. И убедившись, что ничего тут не выгорит, японцы потеряли интерес к проектам на тех же "северных землях". Сильно достается сейчас и премьеру Абэ. Ради Курил он даже пытался пойти вразрез с традициями японской дипломатии и сделал ставку на личные отношения с президентом Путиным. Но ни публичные заверения в неформальной дружбе, ни обращения по имени не помогли. Поэтому внутри страны его стратегия выстраивания отношений с Россией признана ошибочной, его имя с удовольствием полощут политические противники, а рядовые жители Страны восходящего солнца поняли, что внушаемые им надежды на скорое присоединение островов – призрачны и несбыточны.

Выбор читателей