Телескоп засек пенопластовую планету

Ученые открыли в созвездии Секстант небесное тело, которое поможет в поисках внеземных цивилизаций. Оно легкое, огромное и горячее: его раздуло от жара расположенной рядом звезды

Астрономы из США обнаружили в созвездии Секстант сверхлегкую планету, имеющую огромные размеры. Ученые сравнили плотность ее поверхности с пенопластом и назвали идеальным полигоном для проверки методик изучения экзопланет. О необычном открытии рассказывается в статье, опубликованной в научном издании Astronomical Journal.

Фото: L.calcada/ Global Look

Планета, названная KELT-11b, была обнаружена во время наблюдения за звездой HD 93396 - пожилым аналогом Солнца, расположенном в 320 световых годах от нас и почти исчерпавшим свои запасы звездного "горючего". Наблюдение велось при помощи двух автоматических телескопов в США и ЮАР, построенных специально для поисков планет у очень ярких светил.

Руководитель научной команды Джошуа Пеппер и его коллеги из Лихайского университета в Бетлехеме (Пенсильвания, США) заметили характерные падения в яркости HD 93396, обычно возникающие в тот момент, когда по диску звезды проходит некое небесное тело и загораживает его от наблюдателя на Земле. Изначально планетологи предполагали, что они имеют дело с крупным газовым гигантом или даже коричневым карликом, однако дальнейшие наблюдения показали, что это крайне необычная планета.

По словам Пеппера, KELT-11b по своим размерам на 40% превосходит Юпитер. При этом она весит в пять раз меньше его. Внешние оболочки планеты оказались сильно раздуты: ее плотность составляет примерно 0,09 г на куб. см, что чуть больше плотности пенопласта - 0,05 г на куб. см и выше плотности земного воздуха примерно в 10 раз.

Причиной "раздутия" стало сильное нагревание от расположенной рядом звезды. HD 93396 выделяет необычно много энергии на последних стадиях превращения в красного гиганта. Планета совершает один оборот вокруг светила за пять неполных дней и находится примерно в пять раз ближе к нему, чем Меркурий к Солнцу. Благодаря этому атмосфера KELT-11b раскалена до температуры в 1,4 тыс. градусов Кельвина. Это могло заставить ее расшириться до огромных размеров.

Ученые отмечают, что найденная экзопланета является так называемым "горячим Юпитером". Ее раскаленная атмосфера похожа по составу на газовые оболочки Юпитера и Сатурна, в основном состоящие из водорода, гелия и углеводородов. К планетам подобного типа приковано повышенное внимание ученых. Астрономы активно работают над изучением их атмосферы для оценки того, может ли существовать на них жизнь, и раскрытием истории формирования.

"Атмосфера KELT-11b является рекордно большой. Это делает ее идеальным полигоном для проверки наших методик изучения экзопланет", - заявил доктор Пеппер.

Неплотная и большая атмосфера найденной планеты, возможно, поможет ученым раскрыть тайну химического состава планет-гигантов. Кроме того, планетологи смогут отработать на ней новые методики поисков следов жизни и оценки обитаемости землеподобных планет, чьи атмосферы в сотни раз менее удобны для изучения за счет меньшей толщины и меньшей однородности их состава.