"Геликон-опера" встретит лето премьерой

В июне известный московский театр покажет на сцене зала "Стравинский" новую оперу - "Чаадский" Александра Маноцкова в постановке культового режиссера современности Кирилла Серебренникова

В театре "Геликон-опера" ожидается премьера. Это будет опера "Чаадский" Александра Маноцкова в постановке культового режиссера современности Кирилла Серебренникова.

Автором идеи создания оперы стал известный художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. Музыкальный руководитель постановки - дирижер Феликс Коробов, художник-постановщик - Алексей Трегубов. Премьерная серия "Чаадского" пройдет с 1 по 4 июня 2017 г. на сцене зала "Стравинский".

"Всегда приятно начинать что-то новое, а этот проект - совершенно новый по всем составляющим. Это редкий случай оперы, написанной нашим современником, - сказал Кирилл Серебренников. - Мне кажется, это очень важное человеческое и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России, в Москве, что происходит с человеком определенных взглядов, определенного направления мысли, сознания, это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений".

Не случайно фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого произведения Грибоедова. Чаадский - Чацкий - Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами "Философических писем" и "Горе от ума" абсолютно логична и закономерна.

"Мой Чаадский - синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя - автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, - объяснил композитор Александр Маноцков. - И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои "Философические письма". Но мы использовали и другие литературные первоисточники - последний монолог из "Записок сумасшедшего" Гоголя, персидскую поэзию. Для меня огромное значение имел роман "Смерть Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу".

При создании оперы Александр Маноцков использовал темы грибоедовских вальсов ми минор и ля-бемоль мажор, которые вплетены в музыкальную ткань оперы на протяжении всего действия. Еще одна деталь: автором костюмов стал сам Кирилл Серебренников.

"Хотя у нас с Алексеем Трегубовым решение образовалось легко, сделать наш спектакль будет совсем непросто. Я знаю, что в любом другом музыкальном театре Москвы и России это было бы невозможно, - отметил режиссер-постановщик. - Это возможно только в "Геликоне".

"Это очень русская, очень московская история, - подчеркнул режиссер. - Есть два мира: мир успешных, богатых людей, живущих в хороших домах, в прекрасных условиях, занимающихся своими спа-процедурами, милыми любовными интригами, одетых по последней моде. И есть другой мир людей, живущих в грязной земле. Они, как атланты, держат поверхность, по которой в белых шикарных костюмах счастливо ходят успешные и богатые. Мы часто забываем, из чего состоит наша удобная жизнь, и за чей счет мы счастливы, успешны, улыбчивы и рады. Но господин Чаадский, господин Чаадаев и господин Грибоедов напомнят нам об этом".

Выбор читателей