Украина набивается Турции в военные партнеры

Потеряв надежду получить военную поддержку со стороны Запада, Украина обратила взор на юг. В Киеве надеются, что Анкара поделится самыми современными военными технологиями

На фоне сокращения военной помощи со стороны США Украина ищет новых компаньонов. После подписания меморандума о сотрудничестве в оборонной промышленности между Турцией и Украиной на выставке IDEF-2017 в Стамбуле эксперты Незалежной рассчитывают, что Анкара поможет Киеву возродить авиазавод "Антонов". А также возьмет на свои танки харьковские двигатели и снабдит ВСУ современными средствами связи турецкого производства.

Фото: Wikipedia

Чтобы выглядеть убедительнее, Украина даже привезла на выставку рекордное количество вооружения, включая новый переносной реактивный гранатомет, беcпилотный мини-транспортер "Фантом" и боевой танк "Оплот". И, конечно, внушительную делегацию.

Меморандум о сотрудничестве подписывали генеральный директор концерна "Укроборонпром" Роман Романов и его турецкий коллега Исмаил Демир. А перед этим состоялись переговоры секретаря СНБО Александра Турчинова и главы Минобороны Турции Фикри Ишика.

По их итогам глава СНБО пообещал, что до визита Эрдогана на Украину Киев и Анкара успеют начать несколько совместных проектов в оборонной сфере. Но каких именно, не уточнил.

По мнению директора украинской информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згуреца, речь идет прежде всего о сотрудничестве в области авиастроения. Турецкий концерн Turkish Aerospace Industries (TAI) поможет Украине оснастить региональный Ан-158 и транспортный Ан-178 комплексами радиоэлектронного оборудования. А затем стороны совместно будут продвигать самолеты на мировой рынок.

Но сделать это будет крайне непросто. Построенный на базе Ан-148 ближнемагистральный Ан-158 пока приглянулся только кубинской Cubana de Aviacion, которая приобрела 6 самолетов. Что касается Ан-178, то самолет вообще произведен только в двух экземплярах и пока не завершил испытания. К слову, в 2016 г. "Антонов" не выпустил ни одного нового самолета. Завод выживает за счет того, что ремонтирует старые модели - Ан-24, Ан-26 и Ан-30.

Но "Антоновым", по мнению украинского эксперта, дело не ограничится. Turkish Aerospace Industries якобы поможет построить Киеву современные беспилотники. В конце прошлого года Турция представила ударный Bayraktar TB2, войдя в шестерку государств, которые располагают таким оружием. В России пока только ведутся такие разработки. Но в Киеве, видимо, рассчитывают, что турки поделятся технологиями, и Украина обгонит Россию. Маловероятный сценарий.

Другая возможная область сотрудничества - танкостроение. Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева может поставлять в Турцию двигатели для танков. Как считает Згурец, на новые турецкие Altay. Теоретически это возможно. Контракт с австрийской AVL List GmbH пришлось разорвать, так как австрийское правительство в 2016 г. ввело эмбарго на поставки оружия и военных технологий в Турцию. И пока на прототипы Altay поставили немецкие 1500-сильные двигатели MTU.

Фото: Wikipedia

Но харьковский завод выпускает мотор мощностью 1200 л.с. для украинских танков Т-84 "Оплот". Если даже Турция заинтересуется продукцией машиностроителей Незалежной, предприятию придется создать новый двигатель. Как сообщает украинский портал Status Quo, завод якобы готовит к выпуску 1500-сильный двигатель. Однако официального подтверждения этой информации нет. А значит, это может произойти нескоро.

Наконец, по прогнозам Defense Express, Турция и Украина будут совместно производить артиллерийские снаряды.

"Это чрезвычайно актуально для Украины, учитывая потребность в боеприпасах, определенных видах взрывателей и корпусах снарядов. У нас есть определенные возможности по производству пороха", - говорит эксперт.

Что ж, у Украины действительно имеются проблемы с боеприпасами. В основном из-за того, что они старые. После распада СССР Киев получил огромные запасы снарядов и ракет. Например, весь арсенал советской группы в Восточной Германии оказался на Украине. Но срок годности у них вышел. Большинство боеприпасов датируются восьмидесятыми годами. А их максимальный срок технической пригодности - 35 лет. Часть уже стала негодной, а остальные придется утилизировать в ближайшее десятилетие. В Шостке работает завод по производству пороха и зарядов "Звезда". Но его ассортимент слишком мал, чтобы удовлетворить потребности современной армии. Конечно, при достаточном количестве инвестиций на нем можно наладить производство артиллерийских и танковых снарядов разного калибра.

Но нужно ли такое сотрудничество Анкаре? Если Турция будет активно помогать Украине производить летальное оружие, это вызовет крайнее неудовольствие Москвы. И скорее всего, об обещанных С-400 Турции придется забыть. Напомню, переговоры о поставке российского зенитно-ракетного комплекса ведутся с зимы прошлого года, но контракт до сих пор не подписан. Кроме того, сотрудничество с Украиной в военной сфере может негативных образом сказаться на российско-турецких торговых отношениях. А они только-только наладились. В начале мая президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились снять ограничения между двумя странами, оставив лишь "помидорное эмбарго". Нельзя забывать, что в России работает большое количество турецких строительных компаний. Захочет ли Эрдоган портить отношения с Россией из-за Украины - большой вопрос.

Выбор читателей