Канны встретили Звягинцева аплодисментами

Пятый полнометражный фильм режиссера "Нелюбовь" делает зрителя свидетелем мучительного распада семьи. На момент начала картины самое страшное уже произошло: супруги друг друга ненавидят

Пятый полнометражный фильм Звягинцева "Нелюбовь" делает зрителя свидетелем мучительного распада семьи. На момент начала картины самое страшное уже произошло: супруги друг друга ненавидят, сын-подросток в отчаянии, квартира - семейный очаг - выставлена на продажу.

Фото: кадр YouTube

Муж и жена не упускают возможности ужалить друг друга, а ребенок оказывается покинутым на этом поле боя, невидимым для родителей, занятых лишь своей личной жизнью. Каждый из них готовится создать новую "счастливую" семью - наступить на те же грабли, как выяснится позже. Но тут происходит нечто, что заставляет супругов отвлечься, - мальчик уходит из дома и не возвращается. 

Фото: кадр YouTube

Сколько мы видели милых фильмов для семейного просмотра с похожим сюжетом? Перед лицом опасности, в разлуке с близкими члены семьи забывают о ссорах и противоречиях и объединяются для защиты того, что действительно важно. Но не в этом фильме - здесь несчастье становится катализатором распада.
 
Такова правда Звягинцева: нелюбовь (то есть ненависть, вражда, эгоизм) приводит к обесцениванию и утрате всего хорошего, что было общим для участников конфликта. И это верно для разлада любого масштаба - ссоры супругов разворачиваются под звуки телевизоров и радиоприемников, откуда доносятся новости, касающиеся неуклонно ухудшающихся российско-украинских отношений.
 
Интересно, как меняется пространство, в котором существуют герои. Фильм начинается с демонстрации квартиры потенциальным покупателям - дом все еще красивый, уютный и обжитой, хотя люди в нем совсем не счастливы.
 
Заканчивается картина превращением этого жилища в стройплощадку - полным демонтажом и разрушением семейного гнезда. Образ "умершего" дома также воплощен в развалинах многоэтажки, где обнаружили следы мальчика. 
 
 
Картина "Нелюбовь" чрезвычайно красива по форме. Художественные кадры голых деревьев под снегом, выдержанных стильных интерьеров, великолепного полуразрушенного здания, где волонтеры ищут пропавшего ребенка, - все эти изящные сочетания цвета и формы несомненно украшают картину. Эротические сцены также не оставляют зрителя равнодушным. Хотя назвать их возбуждающими трудно, но они бесспорно красивы с художественной точки зрения.
 
Фото: кадр YouTube
 
Тема, без сомнения интересующая автора, - изоляция человека посредством интернет-общения. Герои картины то и дело пропадают в телефоне, снимают "селфи", погружаются в социальные сети. "Зачем приезжать! Я и так тебя вижу", - говорит дочь одного из героев с экрана монитора. Констатация того факта, что средства связи, созданные для объединения людей, разводят их далеко друг от друга, не оригинальна. Люди действительно утрачивают личный контакт, даже находясь рядом, в одном пространстве.
 
Однако фильм не дает ответа на вопрос, как с этим бороться, ограничиваясь лишь художественной фиксацией разрушительных процессов. Также не найти там рецепта, как сберечь отношения с близкими или хотя бы расстаться по-человечески. Возможно, это общее место для нынешнего российского авторского кино - проблема описана развернуто и достоверно, но вариантов решения нет и не предвидится. Однако эта достоверность уже дорогого стоит.
 
В картине "Нелюбовь" мы наблюдаем не агонию умирающего, а разложение уже давно мертвого тела семьи. По мере того как мы узнаем о прошлом героев, становится понятно, что смерть пациента можно было констатировать задолго до начала фильма. Возможно, поэтому вся поисково-спасательная операция кажется бессмысленной, ибо потерянного не вернуть. Даже если мальчик найдется живым и здоровым.
 
Фото: кадр YouTube 
 
На предпремьерном просмотре в день открытия Каннского фестиваля кинокритики приветствовали фильм "Нелюбовь" аплодисментами. Влиятельнейшая из критиков Энн Томпсон написала в Twitter, что фильм разбил ей сердце и достоин аплодисментов. Компания Sony уже приобрела фильм для показа в Северной и Латинской Америке до премьеры, а компания Attitude приобрела права на показ в Британии и Ирландии. 
 
Остается надеяться, что экзистенциальная высокохудожественная безнадежность фильма "Нелюбовь" понравится жюри нынешнего фестиваля. А с кем придется конкурировать Звягинцеву, еще предстоит выяснить. Впереди множество премьер, ведь фестиваль только начался.

Выбор читателей