Размножение в космосе стало возможно

Пребывание в невесомости не помешает рождению здорового потомства. Первые опыты на млекопитающих поставили японцы

Прекрасные здоровые мышата родились от самки, оплодотворенной спермой, которая год хранилась в замороженном виде на Международной космической станции. Эксперимент показал: космическая радиация - не помеха для размножения.

Фото: "Утро"

Опыт ставили японские биологи. Получив обратно с орбиты сперму, они смогли вырастить целый выводок нормальных, здоровых мышат. Это дает шанс людям на размножение в космических условиях.

"Если человечество начнет жить в космосе, то нам понадобятся технологии, позволяющие замораживать сперму и хранить ее долгое время. Опасения заключались в том, что уровень радиации на МКС в 100 раз выше, чем на Земле. Мы доказали, что, хотя излучение и повреждает ДНК сперматозоидов, оно не влияет на появление потомства и его жизнеспособность", - говорится в статье Саяки Вакаямы из университета Яманаши, опубликованной в издании PNAS.

Известно, что сильная радиация в космосе негативно влияет на живые организмы. Для половых клеток опасность еще более выражена, поскольку в процессе оплодотворения им необходимо пройти несколько фаз деления, что под воздействием излучения может привести к непредсказуемым последствиям.

Действительно, сравнив сперму, которая провела несколько месяцев на МКС, с образцами, хранившимися в аналогичных условиях, но на Земле, японские исследователи увидели, что отличия есть. "Космическая" сперма оказалась более склонна к мутациям. Однако это не помешало клеткам оставаться живучими, а рожденные с их помощью мышата были столь же здоровыми, как и их сугубо земные собратья. И потом обе контрольные группы смогли дать одинаковое потомство.

Это означает, что человечество вполне сможет поддерживать свою популяцию во время дальних космических экспедиций или в поселениях на других планетах. Более того, ученые полагают, что их открытие может способствовать созданию замороженных генофондов, с помощью которых можно будет быстро восстановить численность населения Земли в случае его вымирания от эпидемии или, например, столкновения планеты с метеоритом.