Новые вертолеты не сумели выстрелить в Москве

HeliRussia 2017 показала, что мировой кризис вертолетной индустрии не обошел стороной и Россию. Значимых новинок, способных повлиять на рынок вертолетов, на выставке представлено не было

В субботу в Москве в "Крокус Экспо" завершила работу 10-я выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2017. В ней приняли участие 237 компаний, в том числе 50 иностранных, из 21 страны мира. Вниманию посетителей были представлены 22 вертолета, 2 инновационных автожира и 15 беспилотных летательных аппаратов.

Фото: Ольга Соколова

Несмотря на то, что выставка прошла на фоне общей стагнации в отрасли, она не уступала предыдущим по числу участников и экспонатов. С другой стороны, HeliRussia 2017 показала, что общемировой кризис вертолетной индустрии не обошел стороной и Россию. Несмотря на большое количество участников, значимых новинок, способных повлиять на рынок вертолетов, на выставке представлено не было.

К открытию HeliRussia 2017 холдинг "Вертолеты России" приурочил первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-62, который состоялся на базе ААК "Прогресс" в Арсеньеве. Вертолет успешно выполнил полет по кругу на скорости 110 км/ч продолжительностью 15 минут. По словам представителей холдинга, в скором времени к летным испытаниям присоединятся еще два Ка-62.

В то же время новинкой Ка-62 можно назвать весьма условно. Разработка этой машины началась в 1990 году. Она проектировался как гражданская модификация многоцелевого военно-транспортного вертолета Ка-60 с сохранением конструктивных особенностей военной модели, в том числе и двигателей РД-600. Полноразмерный макет впервые был показан на авиасалоне МАКС еще в 1995 году, а дальнейшая разработка шла ни шатко ни валко из-за недостатка финансирования.

Назывались даты первого полета в 2008 г., с развертыванием производства на авиационном заводе в Улан-Удэ с планом выйти на уровень выпуска в 30 - 40 вертолетов в 2010 г., однако реализовать эти планы не удалось. В 2012 г. на HeliRussia состоялась презентация макета Ка-62, представляющего собой обновленную конструкцию вертолета.

В рамках выставки в Арсеньеве Ка-62 отлетал весьма удачно, чем наверняка порадовал своих создателей. Но как сложится дальнейшая судьба этой машины, учитывая ее затянувшийся путь в небо, сказать достаточно сложно.

Схожим образом обстоит ситуация и с другими крупными "новинками" HeliRussia 2017. "Вертолеты России" познакомили посетителей выставки с развитием программ вертолетов Ми-171А2 и Ми-38Т и "Ансат". Сертификат типа на Ми-171А2 холдинг планирует получить уже в августе.

Как и на предыдущей выставке, Ми-171А2 и Ми-38Т встречали посетителей непосредственно у входа в павильон. Напомним, что Ми-171А2 является модернизированной версией одного из самых массовых и самых удачных вертолетов мира – Ми-8, созданной в 60-е годы прошлого века. Проектирование Ми-38, рассматривавшегося в качестве замены Ми-8, началось в 1981 году.

Очевидно, создатели этих вертолетов делают ставку на коммерческий успех машин, продолжающих дело знаменитого Ми-8; какие-либо другие основания для того, чтобы на протяжении нескольких лет преподносить их как новинку, назвать затруднительно.

Легкий вертолет "Ансат", несколько образцов которого в различном исполнении были представлены на выставке, причислить к разряду новинок куда логичней. Однако и здесь есть определенные сложности.

"Ансаты" используются в Вооруженных силах РФ, но продвижение их гражданских версий идет тяжело. На сегодняшний день Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) передан первый из шести медицинских вертолетов "Ансат". Также, стороны заключили соглашение, предусматривающее поставку ГТЛК в общей сложности около 60 медицинских вертолетов.

Однако как на самом деле будет складываться судьба "Ансата" на "гражданке", сказать достаточно сложно. Несмотря на то, что на разработку вертолета ушло много лет, по мнению эксплуатантов, машина по-прежнему остается "сырой". Определенные вопросы вызывает и уровень ремонта и технического обслуживания вертолетов этой марки.

И все же говорить, что HeliRussia 2017 прошла совсем без настоящих новинок, было бы неправильно. Пусть в данном случае речь не идет о машинах, которые уже завтра произведут фурор на рынке и озолотят их создателей, но наличие у некоторых участников выставки шансов стать авторами по-настоящему прорывных идей совершенно очевидно.

Одним из таких образцов является гироплан проекта Ventocopter R1. Это небольшой летательный аппарат, который держится в воздухе и передвигается благодаря несущему винту, приводимому в движение набегающими потоками воздуха от находящихся в корме аппарата маршевых двигателей с винтами.

Достоинства R1 – возможность вертикального взлета и посадки по вертолетному типу, притом что стоимость машины будет значительно ниже стоимости классического вертолета. Поскольку конструктивная схема R1 позволяет использовать довольно простые двигатели автомобильного типа, работающие на обычном 92-м бензине, содержание такого аппарата будет априори дешевле содержания классического вертолета.

На выставке состоялась и презентация нового российского беспилотника БАС ЮРИК. Этот аппарат привлек значительное внимание благодаря своей уникальной конструкции и высоким заявленным возможностям: ЮРИК предназначен для перевозки грузов весом до 120 кг, а также в перспективе способен осуществлять экстренную медицинскую эвакуацию пострадавших на носилках.

Летные испытания нового аппарата скоро должны начаться. По сути, речь идет об огромном дроне, способном доставлять необходимый груз в условиях городских джунглей.

Это далеко не единственные по-настоящему интересные небольшие, но очень перспективные образцы винтокрылой техники, которые можно было видеть на HeliRussia 2017.

Выбор читателей