Казахи дернули стоп-кран поездам из РФ

Власти Казахстана запретили иностранным инновационным вагонам въезжать на свою территорию. Это делается в интересах местных перевозчиков, которые боятся проиграть конкуренцию российским компаниям

Власти Казахстана отказались пускать на территорию страны инновационные российские вагоны, сославшись на неготовность инфраструктуры. Тем самым Астана пытается закрыть свой рынок от более современных вагонов из РФ, с которыми не могут конкурировать казахстанские перевозчики.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС 

В конце апреля структура казахстанских железных дорог "КТЖ - Грузовые перевозки" направила в РЖД телеграмму о неготовности инфраструктуры страны к курсированию инновационных вагонов с нагрузкой более 23,5 тонны на ось. В результате с начала мая по распоряжению начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Михаила Сапетова российская монополия запретила подготовку и подачу таких вагонов в Казахстан либо транзитом через страну, сообщает "КоммерсантЪ".

Российские железнодорожные операторы подтвердили наличие проблемы с отправкой инновационных вагонов (выдерживающих нагрузку 25 и более тонн на ось) в Казахстан. Их представители полагают, что такой запрет обернется проблемами, преже всего, для казахской стороны. "В первую очередь страдает казахская экономика, так как ограничивается импорт в страну. Надеемся, что ситуация разрешится уже в июле-августе", - заявили сотрудники оператора "Восток1520" (входит в Первую тяжеловесную компанию).

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) журналистам сообщили, что жалоб на запрет им не поступало. При этом сотрудник Ространснадзора заявил, что действия казахстанских железнодорожников не соответствуют решениям, принятым Советом по железнодорожному транспорту стран СНГ, который одобрил курсирование вагонов с осевыми нагрузками 25 тонн на территории стран СНГ. Вопрос об этом может быть поднят на следующем заседании вагонной комиссии совета, которое состоится на этой неделе.

Казахстан уже не в первый раз вводит ограничительные меры против вагонов из России и других стран, официально объясняя это профицитом собственного парка. В январе иностранным вагонам запретили ездить по стране порожняком. Один из российских операторов после этого пожаловался в ЕЭК, что Астана нарушает общие правила конкуренции.

Казахстанским грузоотправителям не хватает собственных вагонов, поэтому они активно привлекают российские компании. Для модернизации собственного парка казахам нужны большие суммы, которых у Астаны нет. Поэтому операторы страны просят у правительства закрыть внутренний рынок - иначе они не выдержат конкуренции с более новыми российским вагонами.

Действия КТЖ также можно расценивать как ответ на отказ РЖД допустить на свою сеть 5,4 тыс. инновационных вагонов китайского производства, закупленных Казахстаном еще в 2011-2012 годах. То есть еще в то время казахстанская инфраструктура была в состоянии обслуживать вагоны с повышенной нагрузкой. Поэтому аргумент о неготовности инфраструктуры не выдерживает критики.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что для России в конечном счете запрет будет нечувствительным. Пока что действия Астаны сорвали всего лишь около 500 вагоноотправок общим весом 28,7 тыс. тонн. В проигрыше останется Казахстан, так как потенциал повышения эффективности перевозок угля и руды на трансграничных маршрутах за счет использования инновационных полувагонов очень велик.

Выбор читателей