Частным армиям нужны законы

В современном мире наблюдается дефицит частных силовых структур, так как участия армии, полицейских формирований и прочих государственных структур оказывается недостаточно для решения всех проблем с безопасностью

Несмотря на то что в России до сих пор не принят закон о регулировании частных военных компаний (ЧВК), де-факто они уже давно существуют и лоббируют соответствующие изменения в правовом поле.  В современном мире наблюдается дефицит частных силовых структур, так как участия армии, полицейских формирований и прочих государственных структур оказывается недостаточно для решения всех проблем с безопасностью, пишет "Газета.ру".

Фото: Eugene Hoshiko-Pool/ Global Look 

По словам руководителя Ассоциации военно-охранных компаний, полковника запаса, бывшего начальника штаба спецназа внутренних войск "Витязь" Андрея Головатюка, такие новые вызовы, как терроризм, транснациональная преступность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, сделали профессию "специалиста по вопросам безопасности" одной из самых востребованных, а ЧВК - доходным бизнесом.  В современных международных миротворческих операциях ЧВК уже давно стали равноправными правовыми субъектами.

Коренное отличие ЧВК от отрядов наемников и террористов, заключается именно в том, что эти структуры контролируются государством, на которое они работают. Среди востребованных "военных услуг" частных структур: вооруженная охрана имущества физических и юридических лиц, в том числе в зоне военных конфликтов, обеспечение безопасности крупных массовых мероприятий, разработка и принятие мер в сфере информационной безопасности, профессиональная охрана объектов, сопровождение колонн, разведка, военный консалтинг; боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативная или логистическая поддержка; техобслуживание и эксплуатация боевых комплексов и техники; содержание под стражей заключенных; консультирование и подготовка военнослужащих и охранников.

Применение ЧВК для вооруженной защиты от пиратов и сопровождения гражданских судов стало уже рутиной. Эти структуры используют также для проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ, охраны судов, пирсов и платформ в подводном положении и многое другое; разминирования минных полей, уничтожения неразорвавшихся боеприпасов, тылового снабжения войск; авиаразведки и применения беспилотных летательных аппаратов.

История официальных ЧВК началась в период борьбы африканских стран за независимость. После падения режима апартеида в ЮАР без работы остались тысячи профессионалов из армии и полиции, а в соседних странах не прекращались вооруженные конфликты, межплеменные и межклановые войны, революции и перевороты. Безработные специалисты быстро нашли себе применение. Первая частная военная компания Executive Outcomes ("Эффективное исполнение") была основана в 1989 г. в ЮАР, она предлагала услуги военных специалистов как для подготовки вооруженных сил условного заказчика, так и для непосредственного участия в конкретных военных мероприятиях.

Известным в своей области брендом Executive Outcomes стала после того, как обеспечила перевес в сторону правительственных сил в х оде гражданской войны в Сьерра-Леоне. Успех был щедро оплачен - правительство заплатило ЧВС более $30 млн, а также выделило квоту в торговле алмазами и другими полезными ископаемыми на территории Сьерра-Леоне. С тех пор ЧВС стали возникать в США, Великобритании, Франции, Малайзии и Индонезии. Правительства были готовы хорошо платить за выигранные чужими руками войны. А недостатка в военных специалистах после окончания "холодной войны" и распада блока Варшавского договора не было. Благодаря связям в высших эшелонах власти стран первого мира, руководители ЧВК практически свели на нет использование понятия "наемник" со всеми вытекающими последствиями.

Частников нанимали США и Великобритания - ЧВК Custer Battles охраняла аэропорт Багдада, Blackwater Security Consulting, ErinysIraq Ltd - нефтяные поля и трубопроводы, Hart Group - энергетические системы Ирака, Kroll сопровождала миссии и конвои ООН, Military Professional Resources, Inc. обучала национальную гвардию Ирака, Titan Corporation контролировала тюрьмы.

В Судане китайские ЧВК охраняют месторождения, владельцами которых являются китайские предприниматели. Эта группировка состоит из 40 тыс. бойцов, одетых в военную форму без знаков отличия.

Среди бывших советских республик на рынке ЧВК особенно заметны Грузия и Украина. Уже к началу пятидневной войны 2008 г. в Грузии действовали американские компании Cubic Corporation (создание системы связи вооруженных сил Грузии) и Kellog, Brown and Root (тыловое и техническое обеспечение ВС). После конфликта британская компания Halo (Hazardous Areas Life Support) Trust получила контракты по разминированию одновременно в Грузии и Абхазии. Контракт по подготовке воинского контингента Грузии для участия в операциях в Ираке и в Афганистане получила американская компания MPRI.

В грузинской операции в Южной Осетии участвовала израильская компания Defensive Shield. По информации Шведского государственного института оборонных исследований (FOI), глава этой компании бригадный генерал Гал Хирш готовил и принимал участие в операции по штурму Цхинвала в августе 2008 года. Также инструкторы этой компании готовили грузинскую армию для участия боевых действиях.

Среди самых крупных и успешных ЧВК  на российском рынке обычно называют "РСБ-Групп", "Тигр Топ Рент Секьюрити", "Феракс", "Антитеррор-Орел", военно-консалтинговую компанию "Альфа-Витязь", сотрудники которых работали в Ираке, Афганистане, Курдистане и других опасных регионах.

В Госдуму уже дважды вносились законопроекты "О частных военных компаниях" депутата Алексея Митрофанова и "О частных военно-охранных компаниях" депутата Геннадия Носовко. И всегда их браковали профильные ведомства. При этом представители ЧВК ссылаются на ст. 9 ФЗ "Об обороне", которая позволяет гражданам "создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны", однако силовикам такая инициатива не нравится. Хотя у ЧВК есть явное преимущество перед регулярной армией – их услуги обходятся дешевле, частников можно привлекать к решению щекотливых в политическом плане задач. В условиях "гибридной войны" ЧВК незаменимы.

Серая зона вокруг деятельности ЧВК образовалась в международном праве. Эти структуры не охватываются Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года. Международный кодекс поведения частных военных компаний (2010 года) носит лишь рекомендательный характер. Межправительственная рабочая группа Совета по правам человека ООН признает практику задействования частного военного персонала за рубежом и невозможность загнать ее под запретительные международные нормы.

По мнению сооснователя ЧВК OSS Group Бориса Чикина, решение о создании в России института ЧВК запоздало лет на пятнадцать-двадцать. Большинство лоббистов принятия закона о ЧВК рассчитывают получить государственное финансирование, считает он. В то же время, отметил эксперт "Газете.Ru", принятие такого закона не даст российским структурам реальной возможности работать за рубежом, поскольку работа компаний регламентируется только местным законодательством. Российское законодательство в этой сфере создаст лишь иллюзию контроля этой деятельности со стороны государства.

По мнению Чикина, для исполнения специальных задач целесообразно использовать юридическое лицо вне юрисдикции России, закрыв его по завершении. И крупным российским частным охранным структурам, желающим работать за границей, не надо ждать соответствующих законов.

Выбор читателей