В Москве откроется "Революция людей"

В открывающейся на Болотной набережной выставке объединены работы никому неизвестных, талантливых мастеров, работавших в штате закрытых оборонных предприятий, и известных классиков советского репортажа

Кто они, эти "советские граждане", которые жили и работали в уже не существующей стране с 1917 по 1980-е года? В выставке "Революция людей" объединены работы никому неизвестных, талантливых мастеров, которые работали в штате закрытых оборонных предприятий и известных классиков советского репортажа. Центр фотографии имени братьев Люмьер, благотворительного фонда "Система" и Концерн РТИ создали единое пространство из фотографий, документов и видеоматериалов из архивов крупнейших оборонных советских предприятий, приурочив его к 100-летию Революции. Увидеть эти недоступные ранее кадры может бесплатно любой желающий. Выставка будет открыта до 3 сентября.

 

Документальная фотография позволила сохранить рабочие мгновения по реализации научных идей и открытий инженеров и рабочих на предприятиях в сфере высоких технологий, микроэлектроники и радиотехники, тяжелой промышленности и авиации. Этапы научно-технического развития, эволюцию искусства фотографии открываются в редких кадрах из закрытых архивов советских научных и производственных предприятий иллюстрируют обычные рабочие будни советских людей.

Как рассказала на открытии президент Благотворительного фонда "Система" Елена Чернышкова, фото-архивы были скрыты под грифом "секретно" практически на целый век и чудом сохранились благодаря руководителям и работникам предприятий концерна РТИ. Десятки заводов, входящих в РТИ, ведут свою историю с 1916 года. Во время войны и после они работали исключительно на оборону страны, занимаются разработками в сфере радио- и космических технологий, комплексных систем безопасности и микроэлектроники.

Основные фотоработы мастеров на этих предприятиях были недоступны массовому зрителю. Это были фотоиллюстрации для заводских газет и портреты "досок почета", а также технические съемки в заводских и научно исследовательских лабораториях. Именно поэтому эти работы, являющиеся безмолвными и бесстрастными свидетелями революции развития человека труда и его идей, заслуживают самого пристального внимания и являются бесценным источником для исторических исследований ушедшей эпохи.

Человек, его идеи и повседневные занятия всегда были наиболее популярной темой для воплощения в искусстве во все времена. Силу фотоискусства как инструмента массового влияния ярко иллюстрируют слова Максима Горького: "Фото должно быть поставлено на службу строительства не случайно, не бессистемно, а систематически и постоянно".

Образ человека труда, рожденного, "чтобы сказку сделать былью", был одним из ключевых образов в советской фотографии. На выставке прослеживается эволюция как духовных ценностей личности, так и идейные и социально-исторические установки каждой эпохи. Вместе с главным героем съемки, меняется и мнение фотографа, его подход и то, как он выстраивает композицию. Выставка разделена на ключевые этапы в развитии искусства фотографии и основные эпохи научно-технической эволюции советского периода.

Классики советской фотографии А. Шайхет, М. Прехнер и М. Маркова-Гринберг в своих фотоработах в 1920-30-х годах подчеркивали смелость и решительность, несгибаемую волю и мужество рабочих буквально заряжая зрителя верой в светлое будущее и необходимостью революционных изменений в стране. Ярким примером такого нового человека служит известная работа Аркадия Шайхета "Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины".

Наравне с сюжетами, поэтически прославляющих эпоху модернизации, впервые представлены публике документальные материалы из архивов РТИ. Например, совместный портрет коллектива создателей радиостанции ВЦСПС в г. Щелково 1929 года, и доклад Александра Минца о составе дивизиона НИИДАР (Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи).  

Военные репортажи конца 1940х - начала 1950х гг. с передовой, фотографии из заводских цехов военного времени должны были вдохновить советских рабочих на борьбу и вселять веру в победу, но вместе с тем сохранить военную тайну в случае попадания в руки противника. Поэтому в работах Я. Халипа, А. Устинова, Н. Грановского и В. Хухлаева преобладают постановочные съемки в окопах и блиндажах, а также общие планы со снарядами и оружием, готовым к отправке на фронт, ремонтные работы или портреты пожилых рабочих.

Период оттепели 1950 - 1960-х гг. отражен работами фотографов Е. Халдея, В. Лагранж, А. Хрупова, Я. Рюмкина и В. Куняева. Их новыми героями становятся люди умственного труда: физики и конструкторы, лаборанты и техники, а также космонавты, которые встречаются с сотрудниками предприятий. Рабочий, монтирующий гигантские радио-антенны, на фотографии Александра Устинова или "В лаборатории физики" Анатолия Хрупова, напоминают кадры из фантастических фильмов.

В 80-х фотокамеры становятся доступными многим и превращаются в инструмент социальной визуализации. Появляются первые фотоклубы для любителей по всей стране, заставляя по-новому взглянуть традиции и создавая новые темы для самовыражения. На этой экспозиции представлена независимая документалистика группы "Трива" (В. Соколаев, В. Воробьев и А.Трофимов). Среди их работ фотографии в горячих цехах, на коксовых батареях, и многие другие, сделанные в период работы на Кузнецком металлургическом комбинате 1970-80-х годах.

Выставка призвана познакомить широкий круг зрителей с неизвестным наследием советского искусства фотографии, которым мы по праву можем гордиться. Безусловно, именно благодаря той советской идеологии развивается советское искусство фотографии, разрабатывается узнаваемая техника съемки, приемы и эксперименты, появляется авангард и искусство конструктивизма, а также замечательные ракурсные съемки. Советская фотография - этот тот вид искусства, которому сегодня аплодирует весь мир и которое просят привозить международные галереи.

Выбор читателей