Летающий эллипс завоюет небо

Новый российский авиалайнер МС-21 еще не принял на борт первых пассажиров, а ему уже готовят замену. Классическая конструкция гражданского самолета изжила себя

ОКБ имени В.М. Мясищева раскрыло новые подробности самолета будущего М-60. Готов не только проект базового авиалайнера, а целая линейка эллипсообразных машин, которая в будущем может заменить или дополнить новую российскую серию МС-21. Авиаконструкторы полагают, что благодаря улучшенной аэродинамике и расположению двигателей над хвостовой частью фюзеляжа самолет будет намного экономичнее своих предшественников.

Фото: Facebook Объединенной авиастроительной корпорации

Как рассказали "Утру" на стенде Объединенной авиастроительной корпорации на авиасалоне МАКС в Жуковском, базовым станет М-60-200 на 152 пассажира. Затем идет М-60-300 (171 пассажира), М-60-400 (201 пассажир) и М-60ШФ на 300 мест. Салон удлинят благодаря специальным цилиндрическим вставкам в фюзеляже, точно так же, как МС-21.

Салон широкофюзеляжного М-60ШФ из-за эллиптической формы будет напоминать конференц-зал, а если убрать кресла, в гигантском авиалайнере, например, можно будет сыграть в футбол.

Фото: "Утро"

Самое интересное, что проект готов практически под ключ - известны и двигатели, которые можно поставить на новый самолет. Это ПС-90А2 Пермского моторного завода, которыми оборудуются Ил-96 и Ту-204.

Но на новом самолете, по данным конструкторов, они будут работать эффективнее благодаря более обтекаемой форме лайнера, а также схеме "летающее крыло и фюзеляж". 

Если для того, чтобы поднять в воздух Ил-96, нужно четыре двигателя ПС-90А, то М-60ШФ обойдется только двумя. При этом его коммерческая нагрузка составит 32 т, всего на 8 т меньше, чем у пресловутого "девяносто шестого". Можно легко подсчитать экономию топлива. Станут дешевле и билеты.

Выигрывает М-60 в экономичности и у "Аэробусов". Кроме того, авторы проекта уверены: такой самолет ведет себя стабильнее в воздухе и значительно безопаснее при полете в плохую погоду или в условиях обледенения. Разумеется, утверждения не голословные, а основанные на стендовых испытаниях и точных расчетах.

Преимущества "летающего эллипса" понимают и на Западе. В США проектом N+3 серии D8 Dubble Bubble занимается NASA. Планируется, что новый самолет начнет перевозить первых пассажиров в 2030-2035 годах. Похожий проект подготовил и Airbus.

D8 Dubble Bubble. Фото:nasa.gov

Стоит отметить, что в СССР на ТАНК имени Г.М. Бериева уже строилась похожая машина - экранолет ВВА-14. Свой первый полет она совершила в 1972 году. Из очевидных сходств - двигатели над хвостовой частью фюзеляжа, V-образное хвостовое оперение. Правда, ВВА-14 создавался исключительно как амфибия и торпедоносец. Затем в Минобороны от этой затеи отказались, и свой путь экспериментальный самолет закончил в Центральном музее ВВС РФ в Монино.

М-60 вполне мог бы взять в работу отечественный авиапром. Но сейчас все внимание уделяется МС-21 и двигателю ПД-14. Сначала будут развивать эту программу, а эллипсообразные самолеты начнут строить не раньше 2030 года. Причем как в России, так и на Западе. Потому что преимущества конструкции очевидны и их обязательно оценят на реальных действующих моделях. Это только вопрос времени.

Выбор читателей