Урок "Курска" не пошел впрок

Со дня гибели К-141 в России построили только один современный спасательный комплекс. Он проходит испытания на Тихоокеанском флоте. Водолазы продолжают работать на старом оборудовании

В эти выходные моряки Северного флота поминают погибших товарищей - 17 лет назад затонула новейшая на тот момент подводная лодка проекта 949А "Антей", экипаж которой так и не удалось спасти. Чудовищность ситуации заключается в том, что за все время, прошедшее со дня трагедии, Северный флот так и не получил современный спасательный глубоководный комплекс (ГКО). И если, не дай бог, произойдет очередное ЧП на большой глубине, морякам снова не поздоровится.

Атомная подводная лодка "Курск". Фото: Александр Раубе/ ТАСС

Катастрофа с "Курском" наглядно показала, что у России нет эффективных систем спасения субмарин. Большинство из них были выпущены в 80-е годы прошлого века и не соответствуют современным требованиям.

В августе 2000-го спасательный глубоководный аппарат (СГА) АС-34 "Приз" спускался к затонувшей подлодке шесть раз, но так и не смог пристыковаться к комингс-площадке - опорному металлическому кольцу, которое обрамляет спасательный люк субмарины. Согласно официальной версии, на площадке были сколы, и именно это назвали причиной неудачи. Однако спустя неделю норвежские спасатели, которые также спускались к подлодке, констатировали, что поверхность не была повреждена. К слову, споры о том, могли ли помочь зарубежные специалисты, которых допустили к субмарине только спустя несколько дней после начала работ, продолжаются до сих пор.

Потерпел фиаско и другой СГА, АС-36 - 18 августа на глубине 110 м под давлением 10 атмосфер в него начала поступать вода из-за негерметичности в клапане системы осушения. После ремонта СГА вновь попытался "присосаться" к люку подлодки, но безуспешно. Не смог помочь и АС-32.

Спасательное судно "Игорь Белоусов". Фото: Mil.ru

Оказалось, что Россия просто не располагает современными средствами, которые могли бы спасти жизни морякам.

А в 2005 г. пришлось выручать уже спасателей. У берегов Камчатки затонул аппарат АС-28 "Приз". Людей удалось вытащить благодаря британскому беспилотному дистанционному аппарату Super Scorpio. После это командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров заявил журналистам, что Россия закупит для ВМФ РФ два таких спасательных средства. Однако затем в Минобороны передумали и закупили похожие, но отечественные - "Пантера плюс". После модернизации в 2014 г. первый аппарат привезли на Балтийский флот и установили на корабль "Александр Пушкин". Вторую "Пантеру" через год отправили на Черное море - на спасательное судно "Эпрон". Специально для "Алагеза", третьего спасательного корабля ВМФ РФ, был закуплен британский "Тайгер".

Параллельно российские конструкторы разработали отечественный аппарат "Бестер-1". В 2015 г. его отправили на Тихоокеанский флот, где он занял место на "Игоре Белоусове". Корабль также получил новейший российский глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 "Дельфин", способный вместить 60 спасенных подводников. В ГВК есть барокамеры для декомпрессии - они необходимы для адаптации подводников к нормальному давлению после нахождения на больших глубинах. Иначе разница в давлении может привести к травмам или даже смерти моряков.

Спасательный аппарат "Бестер-1". Фото: кадр с YouTube

По оценкам экспертов, только "Дельфин" вместе с "Бестер-1" способен составить конкуренцию зарубежным комплексам. В частности, ГВК оборудован спасательным колоколом, который мог бы спасти жизнь экипажу "Курска". Но тогда его не было, да и сейчас он есть только на Тихоокеанском флоте.

А на Северном, где и произошла трагедия с "Курском", как не было современного спасательного комплекса, так и нет.

Как пишет Центральный военно-морской портал со ссылкой на источники в ВМФ РФ, спасательная техника Северного и Балтийских флотов позволяет оказывать помощь аварийным подлодкам на глубине до 80 метров. А на Черноморском - до 200 метров. При этом оборудование "Эпрона", по данным издания, не годится для помощи субмаринам третьего и четвертого поколения.

Створки комплекса ГВК-450 "Дельфин". Фото: Wikipedia

Ждать новых "Дельфинов", похоже, придется еще долго. Раньше 2020 г. строить первый серийный ГВК не начнут - нет денег. Хотя ранее его закладку планировали на 2014-2015 годы. Видимо, сокращение финансирования коснулось не только ледоколов и фрегатов, но и глубоководной спасательной техники. Правда, от планов обеспечить флот "Дельфинами" в ВМФ РФ не отказались. Согласно концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ РФ, до 2025 г. моряки должны получить шесть кораблей с "Дельфинами". По два - для Тихоокеанского и Северного флотов и по одному - для Балтийского и Черноморского. Но из-за переноса сроков теперь неясно, когда это произойдет. Пока единственный экземпляр осваивают на Тихоокеанском флоте. В этом году планируется погружение на 300 метров. Но рассчитывать на спасение в экстренном случае могут только тихоокеанские подводники.

Выбор читателей