Экраноплан может вернуться

В России возрождают производство аппаратов, на полеты которых в 90-х специально приезжали посмотреть из США. Макет уникальной машины двойного назначения представили на "Армии-2017"

После прекращения полетов российских экранопланов "Орленок" в 1993 г. компания "Радар-ММС" еще надеется реанимировать производство уникальных машин. Представители ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева (входит в состав "Радар-ММС") привезли на "Армию-2017" макет многоцелевого экраноплана А-050 "Чайка" на 100 пассажиров. По мнению разработчиков, его можно использовать как в гражданских, так и военных целях. Например, для проведения спасательных операций. Ведь "Чайка" полетит даже при ветре 12 м/с над водой или льдом. Но пока заказа Минобороны как не было, так и нет. В ЦКБ сильно переживают.

Фото: "Утро"

"Проект был подготовлен еще в 90-х гг., но затем заморожен. У нас все готово, нужны только деньги для производства первого летного экземпляра. Ждем уже не первый год", - сообщили "Утру" на стенде ЦКБ.

Казалось бы, мелькнула надежда. В июле этого года исполнительный директор "Радар-ММС" Иван Анцев в интервью РИА "Новости" заявил, что у "Чайки" есть хороший экспортный потенциал, в частности, для поставок в Индию. По его словам, первый экземпляр планируется построить в 2019-2020 годах. Напомнил Анцев и про советский экраноплан "Лунь", в свое время изрядно напугавший моряков стран НАТО крылатыми ракетами "Москит". В компании надеются, что Минобороны вновь заинтересуется этим проектом. А заодно рассчитывают на индийских партнеров, которые могли бы вооружить экраноплан ракетой "Брамос". Действительно, ведь поставили же их на российские истребители Су-30. Почему бы и экранопланы ими не вооружить?

Фото: Экраноплан "Лунь". Алексей Жигайлов/ТАСС

Но в том-то все и дело, что, несмотря на очевидные преимущества, такие как экономичность и высокая надежность, экранопланы пока так и не смогли прижиться на флоте. После развала Советского Союза полеты транспортно-десантных "Орлят" постепенно были прекращены. А ведь эти экранопланы фактически заменяли десантные корабли, которых сейчас так не хватает ВМФ. Так, Орленок" мог взять на борт до 140 морских пехотинцев и два БТР с экипажами. А летать со скоростью 400-500 км/ч мог и в семибалльный шторм. Для корабля - просто немыслимые характеристики. Тем не менее экранопланы поставили на прикол. В том числе и "Лунь", которого еще называли убийцей авианосцев. По огневой мощи он не уступал эсминцу, а в скорости превосходил его минимум в 10 раз. Не говоря уже о том, что строительство экраноплана обходилось дешевле.

Противники экранопланов нередко утверждали, что они легкая мишень. Однако, как показала практика, парящий на высоте нескольких метров летательный аппарат намного сложнее засечь радаром, чем самолет. По нему труднее попасть, чем по кораблю, из-за высокой скорости.

Конечно, экранопланы вовсе не призваны заменить корабли или самолеты на флоте, но усилить группировку ВМФ они могут. Пока в России есть лишь небольшие прогулочные аппараты типа "Акваглайд-5". А возродится ли производство новых "Орлят" и "Луней", станет ясно в ближайшие годы.

Выбор читателей