У россиян прикурить не найдется

Продажи сигарет будут стремительно падать в ближайшие годы. Они стали слишком дорогими, к тому же число разрешенных для курения мест сокращается. Потребители все чаще отдают предпочтение контрафакту и альтернативным способам курения

Продажи сигарет в России будут падать на протяжении пяти ближайших лет. К 2021 г. объем рынка сократится на 18,3% по сравнению с 2016 г. - до 227,4 млрд штук, прогнозируют аналитики. Однако благодаря росту цен доходы производителей сигарет увеличатся до 1,5 трлн руб. (+4,8%).

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС 

Составители ежегодного отчета компании Euromonitor International, посвященного российскому табачному рынку, скорректировали свои пятилетние прогнозы, передают "Ведомости". В прошлогоднем отчете прогнозировалось большее падение продаж в штуках - на 22,2%, до 230,3 млрд штук, и больший рост в деньгах - на 6,8%, до 1,3 трлн рублей. Однако в итоге продажи за 2016 г. оказались выше благодаря улучшению макроэкономических показателей по сравнению с началом года, поэтому цифры пришлось пересчитать.

Российский сигаретный рынок заметно меняется в последние годы. Постоянно обновляется законодательная база и развиваются альтернативные курительные продукты, в частности электронные сигареты, что влияет на общее сокращение рынка, сообщил руководитель исследований Euromonitor International Георгий Гребинский. К тому же меняется демографическая ситуация, а число разрешенных для курения мест сокращается, добавляют в Imperial Tobacco.

Об этом же говорят и другие эксперты. C 2010 г. продажи сигарет сократились более чем на 27%, указала директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям "БАТ Россия" Яна Гуськова. По ее мнению, это закономерный процесс, хотя табачные налоги продолжают расти: за пять лет они увеличились в четыре раза. Оттого растут и цены на продукцию: с 2012 г. пачка сигарет в среднем подорожала с 22 до более чем 90 рублей.

Доходы населения растут не так быстро, как акцизы (если вообще растут). Это вынуждает курильщиков переходить на более дешевые сигареты, в том числе на нелегальные, говорят участники рынка. За последний год, согласно данным TNS, доля нелегальной продукции выросла вчетверо - до 4,6%, в основном за счет сигарет, поступающих из стран ЕАЭС.

Правительственных чиновников этот процесс, похоже, не сильно тревожит. В Минфине ранее заявляли, что доля нелегальной продукции на российском табачном рынке составляет всего 5%, собираемость акцизов на табак - порядка 99%, существенного изменения этих показателей ведомство не ожидает, а значит, все в порядке.

Контрафактные табачные изделия (среди которых, например, есть белорусские марки) стоят куда дешевле легальных сигарет - всего по 45-50 руб. за пачку. Это даже ниже минимальной суммы налогов, которую платят в российский бюджет добросовестные производители. Конкурировать в таких условиях попросту невозможно, говорит вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев. Преградить контрафакту путь на прилавок помогло бы выравнивание табачных акцизов в странах ЕАЭС (тогда бы и цены на сигареты уравнялись), но этого пока не происходит.

Эксперты говорят, что активизация нелегалов и рост цен после повышения акцизов заставляют ожидать серьезного падения продаж по итогам 2017 года. Так уже было в прошлом году. По оценке "БАТ Россия", в 2016 г. рынок сократился на 5,5%; согласно финансовому отчету Philip Morris Int. за второй квартал 2017 г., продажи сигарет в России по итогам первого полугодия 2017 г. упали на 6,1%.

Впрочем, табачникам пока рано впадать в пессимизм. Несмотря на сокращение рынка, по итогам года они зафиксируют рост прибыли. По оценкам Euromonitor International, в этом году продажи сигарет в России сократятся на 5,7% - до 262,6 млрд шт., а в деньгах вырастут на 2,1% - до 1,5 трлн рублей. За последние 12 месяцев средняя розничная цена пачки сигарет выросла на 14 руб., так что производители сигарет внакладе не останутся.

Крупные производители табачных изделий уже сегодня готовы диверсифицировать бизнес и активно включаться в изготовление и продажу альтернативных продуктов. "Сокращение производства сигарет будет происходить постепенно, по мере переключения потребителей на новую продукцию. Пока мы продолжим конкурировать в сигаретном бизнесе, развивая при этом наши альтернативные продукты", - заявил в интервью "Ленте.ру" президент аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии Бертран Бонвин.

Однако для успешного переключения потребителей на новый продукт нужно сохранить ритуал. "Если вы предлагаете совсем другой ритуал, который идет вразрез с традицией, то возможность перехода курильщика на такой продукт снижается. Помимо сохранения схожести ритуала, при разработке инновационного продукта нашей задачей было создать продукт, который бы снижал риски для здоровья и удовлетворял потребности курильщиков", - отметил глава компании.

Выбор читателей