Управление автопарком: бортовой журнал или транспортная система

Пока грузовые беспилотники не захватили рынок логистических услуг, с автопарком транспортных компаний рaботают люди, используя компьютерные системы. Но даже сейчас, пока будущее не наступило, можно уменьшить издержки на 3-5%, причем, практически в любой организации

За всю историю транспортной отрасли, которая исчисляется десятками лет, управление перевозками грузов прошло путь от заполнения бортовых листов до создания целых отделов, занимающихся логистикой. Развитие рынка продолжается, и теперь грузоперевозки осуществляются с использованием всех современных технологий, в том числе и со специальными компьютерными и мобильными системами и спутниковой связью.

В настоящее время и производителям, и продавцам товаров необходимо не только наблюдать за грузоперевозками – чтобы оптимизировать работу и свои расходы, важно видеть скорость и расход топлива, точный маршрут автомобиля, данные о загрузке. Если грамотно выстроить логистику, то компания может снизить транспортных расходы, а, значит, и увеличить прибыль. Однако, чтобы получить максимальную выгоду и до минимума снизить затраты, стоит рассмотреть разные варианты логистических систем.

Один логист может управлять транспортом с использованием бортовых журналов, такая простая система  - исторически именно она была самой первой на рынке грузоперевозок – и в настоящее время выгодна для предприятий, имеющих до десятка машин. 

С более крупным автопарком и с ростом разнообразия грузов один сотрудник логистической компании уже может не справиться, а экономия на сотрудниках может обернуться издержками для фирмы: простоями и неустойками. Так, для предприятий, имеющих от сотни грузовых автомобилей, нужен уже логистический отдел, причем документооборот компании лучше всего перевести в электронную форму, используя специальную компьютерную программу. 

"Таких программ много, я бы выделил решения на базе MicrosoftDynamics CRM, российской бухгалтерской программы 1С, а также мобильные приложения на Android для мелких перевозчиков", - отмечает аналитик IFC Markets  Дмитрий Лукашов, .

Однако такие программы могут автоматизировать лишь часть процессов, и не смогут заменить штат логистов. Получается, что значительного конкурентного преимущества, как и экономии,  различные онлайн-сервисы и автоматизация учета не дадут.

Но рынок не стоит на месте и сейчас уже можно говорить о разработке транспортных компьютерных программ нового поколения: современная система управления грузоперевозками TMS (Transportation management system) позволяет не только  разгрузить персонал, а, значит, и уменьшить штат логистов, но и автоматизировать гораздо больше процессов, нежели предыдущие компьютерные разработки. Управляющие информационные системы могут предоставить план и прогноз, выдать задание и зафиксировать каждый этап его выполнения. Кроме того, в системе есть несколько программ, которые помогут компании каждый маршрут построить оптимально – это возможно благодаря методу имитационного моделирования, в котором математически просчитываются все процессы.

С помощью технологии GPS на транспорт устанавливаются метки-трекеры, благодаря чему увидеть перемещение грузовика можно в любой момент в режиме реального времени. Такой спутниковый мониторинг просто необходим крупным фирмам, имеющим в своем активе не менее тысячи машин. Одна из современных TMS, которую внедряют в том числе и на территории РФ – система, разработанная компанией BIA-Technologies, которая ставит задания в автоматизированном режиме, отслеживает весь транспорт компании, может оповестить о каких-то нештатных ситуациях на дорогах и составляет подробный анализ работы всего автопарка. При разработке этой системы были использованы опыт и знания специалистов по логистике одной из крупнейших транспортных компаний в России.

"Мы тестировали много разных технологий: от программ уровня операционного управления до систем стратегического управления парком и планирования расположения сети. Но большинство коробочных продуктов, по сути, являются конструкторами, которые нужно обучать, настраивать и интегрировать. В результате группа компаний установила TMS BIA, в данной системе с момента запуска выполнено более 500 тыс. заявок, а суммарный пробег транспортных средств по выполненным работам – более 780 тыс. км ежедневно", - рассказывает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Если говорить об эффективности системы, то, по словам Александра Лашкевича, простои в компании “Деловые линии”, основанной Александром Богатиковым, удалось сократить примерно на 10% – путем запуска модуля производственного планирования. Получается, что управление огромным автопарком в 2 тыс. единиц разной техники происходит практически в автоматическом режиме, а количество координирующих отклонения в планировании логистов всего 7 на всю страну, добавляет Лашкевич.

Аналитик ГК TeleTrade Владимир Чернобай рассказал, что сегодня существуют еще более смелые современные технологии - коммерческие рейсы-беспилотники. Это направление уже серьезно изучают и пытаются внедрить  на Западе. Есть мнение, что благодаря плавным маневрам детали машин прослужат дольше, что также сэкономит и расход топлива. На российских дорогах с не всегда качественным асфальтом и пробками пока внедрение таких систем выглядит фантастикой, тем более, что беспилотники выпускаются штучно и стоят дорого. А шведская Scania с Ericsson занимаются разработкой системы дистанционного ручного управления грузовыми автомобилями. 

"Это решение — обходной маневр, который можно будет использовать, когда по техническим или законодательным причинам автономное вождение будет невозможно", — уточняет разработчик программного обеспечения в отделе исследований и разработок Scania Джимми Селлинг.

Так, в настоящее время самый верный способ сэкономить на транспортных издержках для крупных фирм – применение современных TMS. По словам Чернобая, развитие масштабных автоматизированных систем видится самым перспективным направлением – это позволит оптимизировать процессы и уменьшить затраты примерно на 20%, выбрав самые лучшие маршруты. 

Выбор читателей