Мусульманский мир отмечает Новруз – начало нового 1380 года

        Согласно расчетам иранских астрологов, сегодня в 17.40 по местному времени официально завершился 1379 год. Принято считать, что Новруз (Ноуруз) - это семейный праздник, который следует отмечать в кругу родных и близких.
        Новруз отмечается в мусульманских странах, но это не религиозный праздник, а празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. По мнению ученых, история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня месяца нисана (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, развлечения и другие представления.
        Происхождение праздника Новруз также связывают с древней религией персов - Зороастризмом. Вполне определенно, что Новруз отмечался еще в доисламские времена. В советское время он праздновался неофициально и даже преследовался.
        Новруз связан с весной, началом сельскохозяйственных работ, обновлением природы и наступлением теплых дней. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающую природу. Фактически, подготовка к празднику начиналась за месяц до него. Каждая из этих четырех недель – а вернее, четырех сред – была посвящена одной из четырех стихий. Они назывались Су чершенбе (среда на воде), Одлу чершенбе (среда на огне), Торпаг чершенбе (среда на земле) и Ахыр чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во вторую – огонь, в третью – земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. Среди обрядов, исполняемых в праздник Новруз, основным считался обряд приготовления ритуальной пищи Сэмэни (солода), которая являлась символом плодородия природы и человека и имела магическое и культовое значение. Например, с помощью Сэмэни производили и обряд очищения бесплодных женщин. Для этого на голову женщине клали блюдо с проращенной пшеницей Сэмэни, наливали туда воду, а другая женщина ножницами прорезала струю воды, проговаривая: "О, сила, сделавшая плодотворным этот сэмэни, сделай плодотворной эту женщину". Обряд сэмэни связан с возрождением природы и культом растительности. В Азербайджане, в частности в Губинском районе, был распространен следующий интересный обряд: в последнюю среду неплодоносящие фруктовые деревья "брались на поруки". С этой целью кто-либо, взяв топор, шел к дереву якобы с намерением срубить его. В это время к нему подходил некто и осведомлялся о причине его намерения. Тот объяснял, что дерево не плодоносит. Тогда второй упрашивал первого не рубить дерево и брал его на поруки до следующего года. Аналогичным способом все неплодоносящие деревья брались на поруки и ни одно из них не срубалось.
        Другие очень интересные обычаи были связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Члены семьи в последнюю ночь старого года обрызгивали друг друга водой перед сном.
        Все предшествующие празднику дни были посвящены основательной уборке дома и приготовлению праздничной пищи, что также имеет свои собственные традиции. Например, приготовленная к празднику пища должна была включать компоненты, которые не использовались для приготовления повседневной пищи. Здесь следует упомянуть магическое значение, придаваемое числу 7, так оно часто встречается в различных обрядах. Среди них следует отметить "йедди ловун". В последнюю среду на праздничный стол на медном подносе должны были подаваться семь обязательных продуктов (предметов) – соль, хлеб, яйцо, рута, уголь, зеркало и др. По обычаю этот поднос и продукты на нем были символическим даром солнцу.
        Ближе к Новрузу старательно прибирались дома, повсеместно наводили чистоту. Готовили к праздничному столу шекер-чурек, бадачурек, пахлаву, другие сладости.
        Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Посреди комнаты, на ковре стелилась скатерть. В цветных тарелках выставлялось угощение. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. В праздник было принято угощать чаем, настоянным на кардамоне, корице, имбире. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.

Новости партнеров

Выбор читателей