Поработать в Европе дадут не всем

        Несмотря на то, что процесс интеграции бывших соцстран в Евросоюз идет полным ходом, Брюссель не собирается предоставлять новым членам равные с "ветеранами" права. На заседании Еврокомиссии во вторник было решено, что и после вступления в ЕС страны типа Чехии или Польши не смогут свободно отправлять своих рабочих за рубеж в любое из 18 государств нового, расширенного Союза. Сейчас право на работу в пределах "единой Европы" существует у каждого из граждан ЕС.
        Не далее как в понедельник министр иностранных дел Чехии Ян Каван заявил, что его сограждане ожидают права на свободное перемещение по территории ЕС и свободу трудоустройства в Союзе как только Чехия станет членом дружной европейской семьи. По словам Кавана, опасения за наплыв дешевой рабочей силы не имеют оснований. Психологически, сказал министр, чехи не поймут, если им откажут в одном из базовых прав европейца.
        Представитель Еврокомиссии по вопросам расширения ЕС Гюнтер Верхюген представил на обсуждение пять вариантов организации единого рынка рабочей силы. Первый из них - полное и немедленное снятие пограничных барьеров и для туристов, и для работников - горячо приветствовали кандидаты на вступление и столь же горячо отвергали коллеги Верхюгена по Еврокомиссии. По словам Жана-Кристофа Филори, пресс-секретаря комиссии, нынешние члены ЕС хотят внести в эту бескомпромиссную формулу немного "но" и "если".
        Так, по второму варианту границы будут открыты, но у существующих членов ЕС останется право блокировать трудоустройство рабочих из стран Восточной и Центральной Европы в том случае, "если их рынку труда грозит нестабильность". Вариант номер три предусматривает сохранение существующей практики, которая, наряду с запретами, дозволяет свободный въезд для туристов и трудоустройство в некоторых областях, как правило, там, где есть недостаток неквалифицированной рабочей силы.
        Больше всего наплывом дешевых рабочих с Востока озабочены Германия и Австрия. Из общего числа восточноевропейских рабочих, нашедших трудоустройство в странах ЕС, на них приходится 80%. Берлин и Вена настаивают на воплощении в жизнь "третьего варианта" больше других и предлагают установить в отношениях с новыми членами переходный период в семь лет. Удаленные от Восточной Европы Скандинавия и Великобритания отдают предпочтение короткому переходному периоду и сохранению "шлагбаумов" в экстренных случаях.
        Гюнтер Верхюген является сторонником установления переходного периода, с обязательным пересмотром этой политики в течение двух лет. Это может позволить сократить срок "ожидания свободы" для новых членов ЕС, граждане которых не будут представлять большой угрозы для рынка рабочей силы на Западе.
        Однако относительно небольшие государства - Эстония, Словакия или Чехия - вряд ли обрадуются, если к ним будут подходить с тем же мерилом, что и, скажем, к Польше. И Еврокомиссия скорее всего решит, что одно из государств сможет избавиться от ограничений быстрей другого. Но это породит крайне запутанную и громоздкую систему, напоминающую ограничения 80-х годов: Португалия и Испания не могли посылать своих рабочих в Европу в течение семи лет, а Люксембург - в течение десяти.
        Окончательно определиться с выводом Еврокомиссия должна к апрелю, при этом систему трудовых отношений с "новичками" должны будут поддержать все существующие члены ЕС. К концу июня новая политика должна быть согласована, а переговоры о передвижении рабочей силы с новыми членами планируется закончить к концу этого года. Уже сейчас можно сказать, что к тому времени оптимизм чешского министра Кавана и его коллег в восточноевропейских государствах изрядно потускнеет.

Новости партнеров

Выбор читателей