В ГД внесена новая редакция ч.1 Налогового кодекса РФ

        В Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ". Он представляет собой новую редакцию общей части Налогового кодекса.
        Авторами законодательной инициативы выступили заместитель руководителя фракции "Союз правых сил" Виктор Похмелкин и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Владимир Головлев.
        В.Похмелкин сообщил сегодня журналистам на пресс-конференции, что данный законопроект является, по сути, альтернативным поправкам в ч.1 Налогового кодекса РФ, внесенным в Госдуму правительством. Депутат дал понять, что, по сравнению с правительственными поправками, депутатский вариант более либеральный по отношении к налогоплательщику.
        Законопроект предусматривает возможность снятия налогоплательщика с налогового учета (с одновременным приостановлением операций по его банковским счетам и арестом имущества) в случае неподачи отчетности по налогу на прибыль, а также отсутствия предприятия по своему юридическому и фактическому адресу. В тех же целях налоговым органам предоставлено право осуществлять регулярные проверки нежилых помещений, расположенных на подведомственной им территории в целях выявления деятельности, ведущейся без постановки на учет в налоговых органах.
        Законопроект предусматривает обязанность банков информировать налоговые органы о заключении договоров о совместном использовании счета или аренды счета другого лица. За невыполнение этой обязанности, по мнению авторов законопроекта, следует предусмотреть штрафные санкции.
        Установлена солидарная с налогоплательщиком ответственность налогового агента по налоговому обязательству налогоплательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию налога у налогоплательщика. При этом с момента удержания налога у налогоплательщика обязательство по уплате соответствующего налога переходит на налогового агента.
        Расширен перечень случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговые обязательства с правом сделки, исходя из рыночных цен. Однако при этом сужена возможность для произвола налоговых чиновников при определении уровня применимой рыночной цены.
        В настоящее время налоговым органам разрешается доначислять налоговые обязательства только при отклонении примененной сторонами сделки цены от рыночной более чем на 20%. Таким образом, можно уйти от налогообложения, допуская отклонения объявленных цен от рыночных, например, на 15%.
        Во избежании такого положения, по мнению авторов законопроекта, следует ввести практику регулярной публикации Министерством по налогам и сборам уровня рыночных цен на товары, являющиеся наиболее распространенным предметом экспортных сделок. При наличии опубликованных в таком порядке цен налоговым органам предоставлено право переоценивать налоговые обязательства по любым сделкам вне зависимости от степени отклонения примененной ее сторонами цены от рыночной.
        В целях обеспечения справедливости ценового контроля предусмотрены симметричные для сторон сделки последствия переоценки ее результатов на основе рыночных цен: если одной стороне налог доначислен, то другой должны быть возвращены излишне уплаченные суммы налога.
        Чтобы снизить для налогоплательщика риск переоценки налоговыми органами результатов заключаемых им сделок, налогоплательщику предоставлено право обратиться в налоговые органы с предложением заключить соглашение об уровне рыночных цен, применяемых в целях налогообложения заключаемых им сделок, или методиках исчисления этих цен.
        Устранен имеющийся в Налоговом кодексе пробел относительно последствий выявления несоответствия расходов физического лица уровню задекларированных доходов. Для этого имеющуюся у налоговых органов информацию о сверхкрупных расходах граждан на потребление, не соответствующих уровню их декларируемых доходов, предлагается использовать не для доказательства вины налогоплательщика, состоящей в попытке уклонения от налогов, а для альтернативной оценки налогооблагаемой базы и доначисления подоходного налога. В случае несогласия налогоплательщика с доначислением налога, он вправе оспорить его в суде. Доначисление подоходного налога может быть произведено лишь при условии, что определенный расчетным путем доход физического лица превышает определенную сумму и более чем на 50% превышает доход, задекларированный налогоплательщиком.
        Порядок принудительного взыскания основной суммы налоговой задолженности дифференцирован в зависимости от того, исчислена ли эта задолженность самим налогоплательщиком или налоговыми органами.
        В качестве альтернативы аресту имущества налогоплательщику предоставлено право предложить налоговой администрации обычные гражданские способы обеспечения исполнения налогового обязательства: залог, поручительство, банковскую гарантию.
        Из перечня мер по обеспечению взыскания налога за счет имущества налогоплательщика исключено приостановление операций по его счетам в банке. Приостановление операций по счетам в банке сохранено в качестве способа борьбы лишь с некоторыми нарушениями налогового законодательства (такими как неподача деклараций по налогу на прибыль), а также в качестве способа борьбы с уклонением от налогового учета и контроля.
        Ввиду сложности установления содержания умысла налогоплательщика исключена дифференциация ответственности за неуплату налога в результате занижения налоговой базы или неправильное исчисление налога в зависимости от умышленной или неосторожной формы вины. Вместо этого в качестве основания для повышения размера ответственности предлагается использоваться не субъективный признак умысла, а объективный признак наличия отягчающих обстоятельств, с высокой вероятностью указывающих на мошеннический характер правонарушения, таких как: совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение; совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору.
        Штрафы для организаций, которые в настоящее время установлены в абсолютной сумме, предлагается пересчитывать в процентах от оборота налогоплательщика.
        Сужен перечень оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств, причем региональным и местным органам власти запрещено расширять этот перечень.
        В целях поощрения налогоплательщиков к соблюдению налогового законодательства либерализованы правила о порядке зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов, в соответствии с которыми: размер процентов по отсроченным обязательствам равен ставке пени по налоговым долгам; зачет или возврат излишне уплаченного налога осуществляется налоговыми органами автоматически, независимо от наличия соответствующей просьбы налогоплательщика.
        Существенно изменен порядок обжалования решений и действий налоговых органов. Авторы законопроекта предлагают отказаться от административной процедуры обжалования, т.к. вышестоящие налоговые органы, по их мнению, "вряд ли могут считаться беспристрастными судьями по спорам о действиях их подчиненных".
        В.Похмелкин и В.Головлев считают необходимым форсировать создание специальных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
        В Налоговый кодекс включен институт "налоговой единицы", т.е. регулярно индексируемой единицы для исчисления ставок налогов и иных элементов налогообложения.
        Законопроект предусматривает сокращение числа органов налогового контроля за счет подчинения Министерству по налогам и сборам органов налоговой полиции и подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор соответствующих платежей. В.Похмелкин и В.Головлев считают, что "единая налоговая администрация будет работать более эффективно и требовать меньших ресурсов", и "такая мера резко облегчит деятельность налогоплательщиков, для которых сократится число контролирующих инстанций".
        Сегодня совет Госдумы назначил комитет по бюджету и налогам ответственным за законопроект и направил его для ознакомления в депутатские объединения и комитеты.

Новости партнеров

Выбор читателей