Личный кинорежиссер Гитлера - в Петербурге

        В Санкт-Петербурге проходит очередной - уже 11-й по счету - ежегодный фестиваль документальных фильмов "Послание к человеку".
        В этом году к этому замечательному, но рядовому кинематографическому форуму прикован огромный интерес - с привкусом скандала.
        В программе фестиваля впервые в России демонстрируются фильмы Лени Рифеншталь. "Придворный" режиссер Гитлера, яростный пропагандист нацизма и один из лучших кинодокументалистов века, художник-новатор, создатель нового языка в кино - такими полярными, хотя, если вдуматься, вовсе не противоречащими друг другу оценками обычно сопровождается ее имя.
        Своей славой Рифеншталь обязана, в первую очередь, двум крупномасштабным полотнам: "Триумф воли" - документальный рассказ о съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в 1934 г., и "Олимпия" - фильм об Олимпийских играх 1936 г. в Берлине. Обе всемирно известные картины включены в программу нынешнего санкт-петербургского фестиваля, а для сопутствующих просмотров в Питер приехали два ее менее известных художественных фильма и фильм о самом режиссере "Прекрасная и ужасная Лени Рифеншталь".
        Более того, фестиваль ожидает в гости и самого мастера. В августе Рифеншталь исполняется 99 лет, но она работает, путешествует и в Петербурге даст пресс-конференцию.
        "Мы не собирались заниматься никакими политическими спекуляциями. Я по собственному опыту знаю, что режиссер-документалист в тоталитарном обществе неизбежно должен обслуживать режим", - рассказал в интервью BBC художественный руководитель фестиваля, опытный кинодокументалист Михаил Литвяков.
        В программу фестиваля наряду с фильмами Рифеншталь включены и ленты ее современника - всемирно известного классика советского документального кино Дзиги Вертова: "Человек с киноаппаратом" и "Колыбельная" - фильм о матери-героине, ставший на самом деле гимном сталинскому режиму.
        Несмотря на все оговорки организаторов, появление фильмов Рифеншталь вызвало ожидавшийся взрыв негодования. Газета "Метро" опубликовала разгромную статью "Триумф беспамятства", и городское правительство Санкт-Петербурга, опасаясь возможных провокаций со стороны профашистских групп, рекомендовало оргкомитету снять самый скандальный фильм - "Триумф воли" - с публичных просмотров.
        "Мы не стали идти на конфронтацию и ограничились показом "Триумфа воли" на закрытом просмотре в Доме кино. Остальные фильмы, в том числе и "Олимпия", прошли в кинотеатрах без каких бы то ни было эксцессов", - рассказал пресс-секретарь фестиваля Кирилл Беглецов.

Новости партнеров

Выбор читателей