Государство простило "Аэрофлоту" $0,5 млрд

        Государство официально простило "Аэрофлоту" свыше $0,5 млрд штрафов за неправомерное пользование льготами при импорте самолетов, пишет газета "Ведомости". Кроме того, премьер-министр поручил Минтрансу и "Росавиакосмосу" подготовить решения о снижении ввозных пошлин на самолеты зарубежного производства.
        История началась с того, что в конце 1990-х гг. "Аэрофлот" взял в лизинг 10 Boeing-737, два Boeing-777 и четыре А-310, которые ввез в Россию без уплаты таможенной пошлины и НДС. Общая сумма полученных льгот оценивается в $600-800 миллионов. Взамен авиакомпания приняла на себя обязательство закупить до 2005 г. 12 самолетов Ил-96М, три Ил-96Т и шесть Ил-96-300.
        Таковы были условия инвестиционного соглашения "Аэрофлота" и Минэкономики, подписанного в 1998 г. на основании правительственного постановления N716. Однако "Аэрофлот" не купил до сих пор ни одного из тех самолетов, которые обещал приобрести. В таком случае компания должна в трехмесячный срок возместить полученные льготы, а также заплатить штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый день пользования льготами.
        О возможности взыскать круглую сумму с "Аэрофлота" в конце марта заявил министр промышленности Александр Дондуков. Он указал, что с "Аэрофлота" можно потребовать возврата $600-800 миллионов. Это заявление министра прозвучало вскоре после того, как две офшорные компании, связанные с акционерами "Сибнефти", приобрели около 20% акций "Аэрофлота".
        Однако на прошлой неделе стало ясно, что денег у компании требовать не будут. Михаил Касьянов подписал новое постановление, признающее законность льгот "Аэрофлота". В документе говорится, что в отношении авиационной техники, ввезенной ранее на основании принятых правительством решений, "сохраняется условие полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на сроки временного ввоза". При этом Михаил Касьянов прекратил действие другого постановления, на котором базировалось инвестиционное соглашение Минэкономики и "Аэрофлота", обязывающее авиакомпанию закупить 21 самолет производства АК "Ильюшин".
        Источники в самом "Аэрофлоте" говорят, что государство, как главный акционер компании, пришло к выводу, что заставить "Аэрофлот" погасить долги просто невозможно - у авиакомпании на это нет денег (ее годовой оборот составляет около $1,3 млрд). Поэтому было принято решение освободить "Аэрофлот" от прежних обязательств, а количество планируемых к закупке отечественных самолетов сократить с 21 (как значится в инвестиционном соглашении от 1998 г.) до восьми. График закупок и марки самолетов, по словам источника, пока не определены.
        Единственное, о чем в "Аэрофлоте" говорят, как о деле решенном, - это об участии авиакомпании в лизинговой схеме, утвержденной правительством в марте этого года. Согласно этой схеме, какая бы лизинговая компания ни выиграла предстоящий тендер на госгарантии, "Аэрофлот" закупит у нее несколько самолетов.
        В то же время, Михаил Касьянов в подписанном на прошлой неделе постановлении поручил Минтрансу и "Росавиакосмосу" разработать и внести на рассмотрение комиссии по тарифной политике проект решения о снижении ввозных таможенных пошлин на авиатехнику. Сегодня пошлина составляет 20% и фактически является запретительной. Предполагается также снизить ставку на ввоз иностранных запчастей и комплектующих для авиатехники, которые не производятся в России.
        Ранее правительство заявляло о твердом намерении поддержать отечественный авиапром. Производители самолетов заявляют, что будут активно выступать против снижения таможенных пошлин на ввоз в Россию зарубежных самолетов. Однако российские авиапроизводители заинтересованы в снижении пошлин на оборудование и агрегаты, которые не производятся в России, но устанавливаются на отечественные самолеты.
        Некоторые аналитики полагают, что правительство, снижая пошлины, пытается изобразить активность перед вступлением в ВТО. Если же уменьшение будет значительным, правительство просто убьет остатки отечественной промышленности.

Новости партнеров

Выбор читателей