Пабло Пикассо исполняется 120 лет

        В четверг исполняется 120 лет со дня рождения гениального испанского художника Пабло Пикассо (1881-1973).
        Еще при жизни уроженец провинциальной Малаги Пабло Руис Бласко, избравший псевдонимом имя матери, стал классиком и легендой. О живом мифе - "Дон Кихоте авангарда", способном в шутку назвать себя и "чертом", написаны горы книг и эссе, статей, мемуаров, даже поэм. Снято столько фильмов, что километры пленки могли бы не раз опоясать Европу. Множество научных репутаций сделано на имени Пикассо, и все же он продолжает ставить проблемы перед специалистами, по-прежнему шокирует профанов, с трудом пробивающихся сквозь метафорическую ткань его полотен, дарит новые идеи современным художникам.
        Уже в юности этот ниспровергатель канонов и "гений открытий" увлек за собой множество смельчаков, совершавших переворот в искусстве: без работ Пикассо была бы куда слабее "революционная" для искусства ХХ столетия роль парижской школы, чьи идеи вдохновляли Малевича, Татлина и их собратьев, в свою очередь, давших феномен русского авангарда.
        Сегодня работы неистового испанца украшают ведущие музеи мира, музеями Пикассо гордятся Париж и Барселона. За его картины, гравюры, скульптуры, оцениваемые в десятки миллионов долларов, идет борьба на аукционах - каждое произведение становится событием, хотя за долгую жизнь мастер создал тысячи работ.
        Споры вокруг них не стихали много лет, "по Пикассо" еще не так давно измерялось все современное искусство, "градус" его авангардности. Сложный, многомерный, беспокойный талант, без конца меняющий маски, но не изменяющий себе, всегда находящий новое, начинающий картину, словно "бросаясь в пустоту" - таков этот художник. Одержимый работой, будто лихорадкой, неравнодушный к настоящей боли, стремящийся растревожить души, вызвать сострадание к обездоленным - таков Пикассо-человек.
        70 лет назад поэт-сюрреалист Андре Бретон обронил фразу: "Там, где прошел Пикассо, делать нечего". Важнейшие вехи творческого пути мастера - "Авиньонские девицы" (1907) и "Герника" (1937) - связаны с искренней потребностью откликнуться на чужое горе.
        В юности художник был анархистом, а после Второй мировой войны вступил в Компартию Франции. И в какие бы сложные формы ни облекал он свои философские и эстетические идеи, никогда его кисть не отрывалась от реалий и "драмы жизни", а деформации натуры, которыми полны его творения, лишь отражали "личный эксперимент", переходящий в эпохальную, вселенского масштаба борьбу за истину и свободу. Сам Пикассо говорил: "Я никогда не рисовал ничего, кроме своего времени".
        Восхождение на Олимп художник начал рано, с 8-ми лет - сначала под руководством отца, преподавателя рисунка, затем в академиях Барселоны и Мадрида. В Париж Пикассо приехал впервые в 1900 г., уже профессионалом, в 1901 г. - показал первую выставку и вскоре был окружен поэтами: Андре Сальмон, Макс Жакоб, Поль Элюар стали его друзьями. Окончательно обосновался "маленький Гойя" в Париже в 1904 г., на излете "голубого периода". "Голубой" (по доминирующим краскам) и "испанский" (художник жил еще главным образом в Барселоне) периоды - это символистский этап в его творчестве и лишь один из бесчисленных "мутаций". Пикассо многое "примерил" на себя, взяв нечто глубинное и оригинальное от множества стилей, и быстро выработал индивидуальный почерк.
        Далее следует "розовый период", а уже через 3 года родился Пикассо-кубист. К 1910 г. имя его гремело на Монмартре. Впрочем, и врагов хватало: много позже прославленный поэт и драматург Жан Кокто скажет после ссоры с Пикассо, будто его творчество - "большая мусорная яма, где можно найти все, что угодно".
        То, что мир стоит у истоков необычного искусства, первым в 1907 г. понял Гийом Аполлинер, увидев в мастерской на Монмартре большую композицию с идолообразными, пугающими фигурами "Девиц из Авиньона". Шквал упреков не остановил триумфального шествия кубизма, а бунтарь Пикассо навсегда сохранил в своем арсенале найденные тогда "формулы".
        Натюрморты с музыкальными инструментами - скрипкой и гитарой, с наклеенными на холст кусками дерева, газет или стекла вскоре придут и в Россию, где с энтузиазмом подхватят идеи кубистов. В Москву их привез купец Сергей Щукин: "Дама с веером" открыла эту череду в 1909 г., а всего Щукин купил 51 работу Пикассо (ныне собрание разделено между Государственным музеем изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем). Другой русский меценат - Иван Морозов приобрел знаменитые холсты "Девочка на шаре", "Странствующие гимнасты", "Портрет Воллара". Как "иконы бездны" и "ожоги адского пламени" читали картины Пикассо философ Николай Бердяев и поэт Георгий Чулков.
        "Русская составляющая" прошла и через эволюцию великого испанца. Увлечение неоклассицизмом привело художника к Сергею Дягилеву: в 1917 г. Пикассо оформил для "Русских сезонов" постановку балета "Парад" и женился на балерине Ольге Хохловой.
        В 20-е годы в его творчестве промелькнул сюрреализм и укрепилась приверженность рисунку: результатом стали знаменитые офорты к "Метаморфозам" Овидия. Тогда же начался, всерьез и надолго, диалог с "великими" - Рембрандтом, Гойей, Пуссеном, Делакруа, Веласкесом, Джорджоне, Энгром, а также с разнообразными культурами и народами - древними греками, африканцами, индейцами Мексики.
        Знаковым для гениального уроженца Средиземноморья станет образ Минотавра - он возник в 30-е годы. Чуть позже Минотавр появится в "Гернике": реквием городу басков, который безжалостно разбомбила авиация фашистов, сочувствующий республиканцам живописец начал писать через 6 дней после трагедии и завершил всего за 2 месяца. Огромное панно предназначалось для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже, но стало общечеловеческим символом протеста против войны и насилия. Пикассо всегда понимал искусство как решительное действие, говоря так: "Нет, живопись - не декорация интерьера. Это инструмент для атаки и защиты против врагов".

Новости партнеров

Выбор читателей