Обратный отсчет

        Президент Буш принял окончательное решение о выходе США из Договора по ПРО 1972 года. В ближайшее время США официально уведомят об этом Россию. С этого дня и пойдет отсчет шести месяцев, по истечении которых договор прекратит действовать. Вялая реакция Москвы на эту новость лишь подтвердила, что подобного развития событий в России ждали.
        В Вашингтоне говорят о том, что поставить точку над i президент решил после завершения переговоров в Москве госсекретаря Колина Пауэлла. Добиться от Путина формального согласия на ликвидацию Договора по ПРО госсекретарю не удалось.
        Говорят, что после колоритного, но малорезультативного общения Буша и Путина на ранчо в Техасе к сторонникам отказа от ПРО - ведущим среди них остается министр обороны Дональд Рамсфелд - присоединилась советница президента по национальной безопасности Кондолиза Райс, которая до сих пор пыталась примирить их с противниками выхода из договора. Ей даже приписывают фразу: "Нам больше не о чем говорить с русскими по этому вопросу".
        Мнение оппозиции принятому решению выразили лидер демократического большинства в сенате Том Дэшл и председатель сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден. По их мнению, выход из Договора по ПРО может подорвать хрупкую коалицию США с союзниками, не будет способствовать решению задачи нераспространения в мире оружия массового поражения, усилит интерес Москвы к военному сотрудничеству с Ираном и заставит китайские власти начать скорейшую модернизацию ядерного арсенала своей страны, пишут "Известия".
        Впрочем, большинство американских экспертов не склонно драматизировать ситуацию.
        - Это решение президента Буша - серьезный, хотя и не катастрофический, удар по отношениям между двумя странами, - говорит ведущий российского направления исследований Фонда Карнеги Эндрю Качинс. - Российское руководство предлагало варианты модификации Договора по ПРО, но взамен Пауэлл привез в Москву предложение Буша об одностороннем сокращении ядерных арсеналов США и режиме проверки этой акции - надо было показать, что говорить все-таки есть о чем. Главной целью Пауэлла было минимизировать воздействие любого решения США по ПРО на комплекс двусторонних отношений с Москвой. И сейчас этот ущерб намного меньше, чем был бы еще полгода назад.
        В четверг российские официальные лица фактически подтверждали эту оценку. Их сдержанные заявления свидетельствовали: к такому развитию событий Москва готова. "С военной точки зрения проблема выхода США из Договора по ПРО решаема", - заявил начальник Генштаба Анатолий Квашнин. А глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин напомнил, что варианты решения обсуждались в конце ноября на встрече президента Владимира Путина с "международниками" из Госдумы и Совфеда.
        Важнейшее последствие принятого в Вашингтоне решения - стороны освобождаются от обязательств, принятых в соответствии с подписанным (но не ратифицированным американцами) Договором СНВ-2. Это означает, в частности, что Россия больше не связана требованием не иметь тяжелых ракет наземного базирования с разделяющейся головной частью.
        В штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) корреспонденту "Известий" пояснили, что в настоящее время Россия располагает 726 пусковыми установками баллистических ракет наземного базирования, на которых развернуто более 3 тысяч ядерных блоков. В перспективе Москва готова понизить их количество до 1 тысячи. Этот шаг оправдан не только экономическими соображениями, но и военной целесообразностью.
        - Перед ракетными войсками всегда стояла задача нанесения неприемлемого урона противнику, - заявил высокопоставленный представитель штаба РВСН. - Ее компонентами было уничтожение либо промышленности, либо населения государства-агрессора. При уровне в 1 тысячу боеголовок у руководства России проблемы с тем, что уничтожать и как это сделать, не будет еще минимум 15-20 лет.
        В течение этого времени Россия сможет разобраться не только с тем, как реагировать на американскую НПРО, но и с тем, стоит ли это делать вообще. Во-первых, Вашингтон уже трижды запускал программы "звездных войн". Все они завершались, не дойдя и до середины. Во-вторых, потенциал российских сил ядерного сдерживания позволяет даже в случае создания системы НПРО США преодолеть ее. А в-третьих, заключил источник "Известий", отношения с Вашингтоном могут выйти на такой уровень, что нам вообще не потребуются ракетные войска стратегического назначения в их нынешнем виде. Например, у начальника Генштаба России Анатолия Квашнина есть план, согласно которому в далекой перспективе РВСН сократятся до уровня трех полков (полк - 10 пусковых установок).

Новости партнеров

Выбор читателей