Ученые и чиновники против форсированной реформы электроэнергетики

        В редакцию "Yтра" поступило Открытое письмо Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М..и Генеральному прокурору Российской Федерации Устинову В.В., подписанное рядом российских ученых и чиновников. Среди подписавших обращение - академик РАН, секретарь отделения экономики РАН, академик РАН Д.С.Львов, академик-секретарь отделения физико-технических проблем энергетики РАН О.Н.Фаворский, директор института систем энергетики им.Л.А.Мелентьева СО РАН Н.И.Воропай, замминистра энергетики России В.В.Кудрявый и ряд чиновников, имевших отношение к энергетической отрасли. Приводим полный текст письма.
        Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N526 одобрены "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации", которые выводят отношения, связанные с производством, передачей и распределением электроэнергии на качественно новый уровень. В связи с тем, что предусмотренные отношения не согласуются с действующим законодательством, данным постановлением установлено, что "реформа электроэнергетики может основываться только на прочной нормативной правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства".
        Такое решение не только полностью отвечает международной практике, но и прямо соответствует Федеральному Закону N101-ФЗ от 24 мая 1999 г., согласно которому "особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества".
        Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день не принято ни одного законодательного акта по реорганизации крупнейшей энергокомпании мира, правление РАО "ЕЭС России" проинформировало 9 апреля т.г. российские СМИ о форсировании реформирования отрасли.
        При этом сроки проведения основных преобразований регламентированы специальным корпоративным приказом от 05.04.02 г., с завершением реформ не позднее октября с.г. Принимается решение о создании в апреле текущего года, на базе имущества межсистемных электрических сетей, в котором контрольный пакет акций государства превышает 51%, специальной Федеральной сетевой компании, как 100% дочерней компании РАО "ЕЭС России", где государство не будет иметь акций.
        Такие действия грубо нарушают постановление Правительства Российской Федерации N526 от 11 июля 2001 г., в части опережающего принятия правовой базы реформ; ущемляют права Российской Федерации, как главного акционера, так как противоречат Указу Президента России N923 от 15 августа 1992 г., в котором предусмотрено, что "Центральное диспетчерское управление, Объединенные диспетчерские управления, производственные управления “Дальние электропередачи"... (т.е. все имущество, на базе которого создаются новые структуры) подлежат преобразованию в акционерные общества без их приватизации", а значит, должны оставаться государственной собственностью.
        Сегодня возникает реальная угроза, что если не остановить вышеуказанные противоправные действия по практическому реформированию электроэнергетики, то процесс, буквально в течение месяца, может стать необратимым, с непредсказуемыми последствиями для экономики страны. Это связано с неизбежным нарушением сложившихся хозяйственных связей, проверенных в экстремальных условиях российского климата и переходного периода последних лет; серьезным ослаблением региональных энергокомпаний при разделении их по видам бизнеса; а также созданием в структуре управления электроэнергетикой, непредусмотренных "Основными направлениями реформирования...", Управляющих компаний, фактически бесконтрольных как со стороны акционеров, так и государства.
        Просим Вас, уважаемые Михаил Михайлович и Владимир Васильевич, принять исчерпывающие меры по пресечению вышеуказанных противоправных действий. Реформирование российской электроэнергетики необходимо проводить только на нормативной базе, формирование которой должно действительно носить опережающий характер. Осуществление конкретных этапов преобразований должно проходить при непосредственном участии и контроле со стороны всех ветвей власти, полномочия которых и ответственность определены законодательством.

Новости партнеров

Выбор читателей