К.Ремчуков: Россия должна вступать в ВТО, но на определенных условиях

        Россия должна вступать в ВТО, но на определенных условиях, создавая предпосылки для развития отечественного бизнеса. Об этом заявил в интервью "Известиям" заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Константин Ремчуков.
        По его словам, есть только два пути: либо максимизировать возможности, связанные с глобализацией, и минимизировать риски, либо, наоборот, все эти риски завозятся в страну, а возможности не актуализируются.
        Кроме того, вопрос о вступлении в ВТО нельзя рассматривать вне контекста общей экономической стратегии. Необходимо видеть кластеры конкурентоспособных отраслей и структуру компаний, которые в состоянии обеспечить эту конкурентоспособность.
        В последнее время правительству очень нравится мелкий и средний бизнес, но мнение о том, что именно он является источником конкурентоспособности российской экономики, - ошибочно. В ближайшие 10-15 лет мелкий и средний бизнес будет выполнять роль сектора, адаптирующего шоки, связанные со структурной перестройкой экономики. Он позволит создать такие ниши, куда люди могли бы перетекать в случае закрытия предприятий или чтобы начинать новое дело.
        Как считает К.Ремчуков, есть серьезная угроза того, что некоторые бизнесмены, особенно финансисты, станут разменной монетой в ходе переговоров о вступлении РФ в ВТО. В отличие от так называемого индустриального сектора, финансовые рынки как раз и есть те вожделенные постиндустриальные сферы экономики, в которых, казалось бы, и надо поддерживать российских инвесторов, но Евросоюз предъявляет очень жесткие условия. Еще более жесткую позицию занимает президент ВТО Майк Мур, требующий, чтобы Россия как можно быстрее допустила иностранцев на свои рынки - прежде всего, финансовые. Это характерный вектор. Депутат пытается обратить внимание на то, что борьба идет не за российского потребителя в чистом виде, а за потребителя через присутствие на местном рынке. Несмотря на низкий уровень развития рынка сейчас, налицо рост и солидные перспективы в будущем.
        К.Ремчуков высказывает опасения по поводу того, что вступление в ВТО подразумевает возможность проникновения на чужие рынки, и это не только преимущество, но и большой риск: страна не просто открывает рынки, но при этом делегирует часть регулирующих полномочий в Женеву - за пределы страны. Если РФ вступит в ВТО и отменит ограничения на капитал на финансовом и страховом рынке, то "иностранцы сразу прибегут".
        Депутат считает, что именно импортеры заинтересованы во вступлении РФ в ВТО. Россия - это рынок сбыта, и видно, как колеблются цифры по импорту. После кризиса его объем резко упал, и внутренний спрос стали удовлетворять местные производители. В тот момент такая стратегия была возможна - до 1998 г. экономический рост не стоял в повестке и производственные мощности были недоиспользованы. В результате деградирующие фиксированные активы стали объектом инвестиций для сырьевых компаний, недогруженные мощности начали заполняться. Сейчас, даже если девальвировать рубль, такого мощного источника экономического роста не будет. За динамикой валютных курсов следить, конечно, нужно, но необходимо также улучшать инвестиционный климат для российских инвесторов.
        По мнению К.Ремчукова, с 1992 г. наблюдалась некая эйфория относительно последовательности притока инвестиций. Выстроенная тогда модель предполагала, что сначала надо создать условия для иностранцев, а потом приспособить их для российских инвесторов. Ничего не получилось. Как только в 1998 г. случился кризис, западные партнеры тут же начали уходить из страны, а эксперты - предрекать России одиночество в течение десятилетий. Однако не прошло и четырех лет, а иностранный капитал снова проявляет огромный интерес. Поэтому правильнее исходить из других соображений. Если российским инвесторам будет здесь хорошо, то обязательно придут и иностранцы, а иностранные инвестиции, особенно в прямой форме, крайне необходимы стране.
        Депутат утверждает, что прямые инвестиции чаще всего поступают от транснациональных корпораций, выступающих за либерализацию мировой торговли. Подобное связано с тем, что около трех четвертей экспорта ведущих стран приходится на внутрифирменные поставки, и ТНК не хотят нести издержки на границах между различными производственными подразделениями. Они пытаются покупать факторы производства как можно дешевле, для чего стремятся глобализировать рынок путем унификации законодательства по образу законодательства развитых стран. Рекомендации, которые они дают и России, например, значительное увеличение тарифов на энергоносители, соответствуют не нашим интересам.
        Касаясь проблемы приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами, К.Ремчуков отметил, что сейчас РФ грозит пересмотр концепции ключевого понятия национального режима в торговле, что является одним из основополагающих принципов ВТО, который означает, что вы предоставляете национальный режим для аналогичных иностранных продуктов. Страны - члены ВТО сейчас хотят доказать, что если в ходе производства использовалась более грязная технология, то в результате получаются совершенно не похожие продукты, а значит, против соответствующей страны будут применены санкции и ее предприятия закроют без учета социальных факторов.
        Отвечая на вопрос о том, все ли поддерживают такой подход, К.Ремчуков сказал, что в ВТО входят более 140 стран, но они разные. Механизм простой - развивающиеся страны бедны, их бюджеты слабы, доходная база ничтожна. Все они, как правило, "сидят на игле" МВФ или Всемирного банка, а условием предоставления кредитов чаще всего служит вступление в ВТО и поддержка позиции кредиторов, отметил депутат.

Новости партнеров

Выбор читателей