Выставка Баранова-Россине, изобретателя цветомузыки и камуфляжа

        Творчество Владимира Баранова-Россине (1888-1944) - знаменитого изобретателя из плеяды художников русского авангарда, чье имя было надолго забыто на родине, в четверг представит зрителям Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Собравшая более 100 произведений Баранова-Россине из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) и, главным образом, из частных коллекций Франции и Великобритании, экспозиция открывается в столице вслед за недавним показом в Петербурге. Кстати, в России он состоится впервые после 1917 года.
        В активе мастера - цветомузыка и рисунок для камуфляжа (военной маскировки), возникшие в ходе бесконечных экспериментов. Принадлежа к авангардистской молодежи 1910-х, стремясь опробовать сезаннизм и кубизм, а позже абстракционизм и сюрреализм, он создавал необычные "сплавы". Будто следуя завету древних "Чаще поворачивай стиль", уроженец Таврической губернии Шулим-Вольф Баранов не раз менял имена, города и сферы деятельности. Начал он постигать живопись в Одессе, продолжил в Академии художеств в Петербурге, завершил в Париже, где взял псевдоним "Даниэль Россине".
        Первая персональная выставка Баранова-Россине прошла в Осло (тогда - Христиании) - в годы Первой мировой войны он жил в Скандинавии. Там он впервые исполнил и цветозвуковые фантазии, созданные под влиянием символистов и Александра Скрябина. Подобно композитору, включившему в 1910 г. "световую строку" в партитуру "Прометея", художник мечтал соединить цвет и звук. В результате появилось оптофоническое (цветозвуковое) пианино: каждая клавиша не только "пела", но и "зажигала" на экране определенный цвет. Сконструированный в 1914 г. и показанный в 1923-м на первых концертах цветомузыки в Большом театре и у Мейерхольда, "оптофон" был запатентован спустя 10 лет в Париже, куда Баранов уехал от гонений на левое искусство. Но перед этим были бурные годы в России: оформление вместе с Кустодиевым и Петровым-Водкиным Петрограда к 1-й годовщине Октября, работа в отделе ИЗО Наркомпроса и во ВХУТЕМАСе, где художник заведовал живописным факультетом. Жизнь его трагически оборвалась в нацистском концлагере Освенцим.
        Наследие Баранова-Россине хранят ГРМ, Музей современного искусства Нью-Йорка и Центр Помпиду в Париже, частные собиратели разных стран.

Новости партнеров

Выбор читателей