СССР хотел превратить Северо-Восток Эстонии в закрытую зону

        Советские власти после войны намечали превратить Северо-Восток Эстонии в закрытую зону с секретным военным производством, утверждает эстонский историк Давид Всевиов.
        Всевиов недавно защитил в Таллинском педагогическом университете диссертацию о послевоенном развитии региона, в котором рассказал о том, о чем ранее официально не говорилось.
        По собранным историком сведениям, в 1954г. в Кремле обсуждались возможности создания сырьевой базы для атомной промышленности СССР. Первоначально предполагалось начать разработки близ Силламяэ и построить там секретное производство с использованием здешних залежей урана.
        По тогдашнему проекту, административный центр силламяэского военного производства планировался в черте Нарвы, что превратило бы весь город в закрытую зону. "Это объясняет, почему препятствовали возвращению бывших нарвитян в город, — рассказал Всевиов. — Вблизи столь секретного объекта не желали видеть бывших жителей, в каком-то смысле ненадежных и нелояльных, и предпочтение отдавали советским патриотам".
        Позднее залежи урана были открыты и в других регионах СССР, поэтому от столь масштабного проекта на Северо-Востоке Эстонии было решено отказаться.
        В ходе исследований Всевиов выяснил также, что разрушенный войной Северо-Восток восстанавливали не мигранты со всего СССР, о чем много говорилось в последнее десятилетие.
        "Здесь в основном трудились тысячи немецких военнопленных, а также эстонский строительный батальон. Служивших в немецкой армии эстонцев, отправленных в разные лагеря, в 1946г. вернули в Эстонию, и 99% их отправили в Силламяэ", — сообщил Всевиов.
        По его словам, третьей силой были политические и уголовные заключенные. По состоянию на апрель 1947г. в основном на строительстве работали около 20 000 военнопленных.
        Историк подчеркнул, что в итоге послевоенное развитие Северо-Востока Эстонии привело к положительным изменениям: отсюда поступает значительная часть промышленной продукции страны, то есть, ее благосостояния и успехов.
        Власти Эстонской ССР после войны в течение нескольких лет неоднократно пытались добиться включения Ивангорода в состав Нарвы и, следовательно, в состав ЭССР, утверждает Всевиов.
        По словам историка, границу между Эстонией и Россией изменили в 1944г. "Хотя война еще продолжалась и существовали тысячи более важных проблем, Москва посчитала особо срочной задачей изменить границы, установленные в результате Тартуского мира, — рассказал Всевиов. — Хотя Советский Союз был вроде бы единым целым".
        Всевиов сообщил, что сохранился документ с текстом Верховного Совета СССР, в котором значилось — идя навстречу просьбе Верховного Совета ЭССР, границу изменяют. А самого ходатайства с просьбой, навстречу которой пошли, нет.
        Всевиов отметил, что включил в свою работу историю переговоров руководства Эстонии с центральной властью, чтобы показать, насколько важными считались идеологические соображения.
        "В переписке много говорилось об экономической нецелесообразности раздела города на две части, да и на местном уровне полагали, что это ошибка, но ничего не исправляли", — добавил историк.

Новости партнеров

Выбор читателей