Огонь по своим: как это бывает

        В воскресенье на иракско-кувейтской границе американская ракета "Патриот" сбила британский штурмовик-истребитель "Торнадо". Погибли двое летчиков.
        Саймон Тернер, бывший пилот самолета Королевских военно-воздушных сил Великобритании "Харриер", объясняет, как во время боевых операций происходят подобные трагические ошибки.
        Дружественный огонь, синее на синем, братоубийство - все это официальные термины, которые за годы службы оказываются на слуху, но которых стараются избежать любыми мерами.
        Число жертв инцидентов с дружественным огнем превышает количество погибших от действий врага. Что это - невезение или вполне логичный исход конфликта такого масштаба?
        Большинство их нас могут представить себе, как - в ситуации, в которой наземные войска, разбросанные по территории очень большой страны, воюют с врагом в относительно незнакомой враждебной обстановке, - путаница, происходящая от "тумана войны", вызывает инциденты с дружественным огнем.
        Но, принимая во внимание масштабы наземного вторжения, можно сказать, что подобных инцидентов на самой земле практически не происходит.
        Многие не понимают, как британский "Торнадо" мог оказаться сбит американской ракетой "Патриот" - при том, что в обеих системах применяются высочайшие технологии.
        Возвращаясь с задания, "Торнадо" должен следовать согласованным маршрутом. Этот маршрут разработан специально для обеспечения безопасности прохождения дружественных самолетов.
        Он должен был посылать электронные сигналы со своего устройства распознавания "свой-чужой", которые принимал радар коалиционных сил.
        Оказавшись в дружественном воздушном пространстве, он должен был демонстрировать невраждебное "поведение": снизить скорость и включить огни. Пилот иракского "МиГа" так вести себя не будет, если сумеет прорваться на территорию коалиции.
        Ракетная система должна была находиться в максимальной степени готовности, способная в любой момент обеспечить перехват иракской ракеты класса "земля-земля", которая в принципе может нести химическое или биологическое оружие.
        У нее должен был иметься ее собственный сектор воздушного пространства, "свободная от оружия зона" (СОЗ), о местонахождении которого должен был знать экипаж "Торнадо".
        Оператор "Патриота" имеет право перехватывать любую цель, вторгнувшуюся в эту зону. Возможно, что это происходит автоматически. Это можно понять, если принять во внимание, что у оператора есть всего несколько секунд на принятие решения о перехвате ракеты "Скад". Через несколько секунд "Скад" упадет и взорвется.
        На борту самолета мог вспыхнуть пожар Трудно представить, что двое членов экипажа "Торнадо", не зная того, вторглись в СОЗ "Патриота" и были сбиты. Летчики для этого слишком опытны и квалифицированы, а их навигационное оборудование слишком совершенно.
        У коалиции есть множество других систем, наблюдающих за происходящим в воздухе, которые рассчитаны на недопущение подобных простых ошибок (такие как AWACS). AWACS должен находиться в радиоконтакте со всеми самолетами и может выдавать радиоинструкции, если один из них начнет двигаться в сторону дружественной СОЗ.
        Вероятно, экипаж "Торнадо" столкнулся с серьезными перебоями в электронике, которые могли возникнуть, если на борту вспыхнул пожар.
        В результате пилоты могли потерять связь, навигационное оборудование и систему распознавания "свой-чужой". Если самолет загорелся, они могли попытаться направиться напрямую к базе, покинуть таким образом обычный маршрут и оказаться в зоне действия "Патриота".
        Они могли отвлечься и, вероятно, не знали точно своих координат, но они все равно должны были убедиться в том, что их самолет "ведет себя хорошо", то есть скорость снижена, огни включены и так далее.
        Оператор "Патриота" мог увидеть самолет, входящий в зону предупреждения. Проверяя, враждебна ли цель, он одновременно готовился нанести удар.
        Однако, принимая во внимание тот факт, что мы не было известно о взлете ни одного иракского самолета, логично было бы предположить, что оператор "Патриота" должен был более тщательно проверить все данные. Если бы это произошло, то почти наверняка он бы убедился, что СОЗ с гораздо большей вероятностью входит именно свой самолет, а не иракский "МиГ".
        Даже на высокой скорости летные характеристики и сигналы, передаваемые самолетом, на радаре весьма заметно отличаются от тех, которые сопровождают полет ракеты.
        Оператор должен был иметь время на дополнительную проверку идентификации самолета, в том числе и с помощью других наблюдателей, таких как AWACS.
        Если "Торнадо" вел себя, как вражеский самолет, операторы "Патриота" должны были получить предварительное оповещение о том, что в воздухе находится потенциально угрожающий объект. В данном случае такого предупреждения не было.
        Коалиционные силы намерены со всей серьезности расследовать инцидент; очевидно, что будут заданы очень тяжелые вопросы. Нет сомнения в том, что будут введены новые процедуры, призванные гарантировать от повторения подобных происшествий в будущем.
        Число жертв инцидентов с дружественным огнем превышает количество погибших от действий врага. Что это - невезение или вполне логичный исход конфликта такого масштаба?
        Крушение американского вертолета, в результате которого погибли восемь британских морских пехотинцев и четверо американских солдат, - это, как объявлено, результат технического сбоя. Ввиду возраста и не слишком впечатляющей истории, а также сложной механической начинки вертолета этого типа вероятность подобной трагедии достаточно высока.
        Инциденты из-за механических неполадок время от времени случаются, это - расчетный риск боевых операций. От этого, однако, они не становятся менее трагичными.
        Столкновение в воздухе двух британских вертолетов унесло жизни семи человек. И это столкновение произошло достаточно далеко от "тумана войны", в нейтральных водах.
        Сейчас ведется следствие, но эта трагедия могла быть вызвана целым набором операционных рисков, внешних условий и просто неудачного стечения обстоятельств.

Новости партнеров

Выбор читателей