В Москве состоялась презентация "Дневников" Сергея Прокофьева

        В Москве прошла презентация "Дневников" Сергея Прокофьева - книги, которая была издана в Париже внуком композитора Сергеем Святославовичем Прокофьевым. Тираж издания - 3 тыс. экземпляров, в Россию привезена всего 1 тысяча. "Если бы я не был композитором, я бы стал писателем", - когда-то написал Сергей Прокофьев в своем дневнике. Как сообщает BBC, всю жизнь композитор занимался литературой - он не только писал подробный дневник. Это удивит многих, но Прокофьев переводил поэзию (о его переводах весьма положительно отзывался Бальмонт) и даже сочинял рассказы. Композитор бережно хранил дневники.
        Даже будучи в Европе, попросил мать привезти из родной Солнцевки именно дневник, а не партитуры. В итоге была утеряна рукопись второго фортепианного концерта (правда, потом автор ее восстановил). Зато был спасен бесценный дневник. Ученый секретарь музея музыкальной культуры имени Глинки Марина Рахманова считает выход этого дневника не просто музыкальным, а и литературным событием: "Это просто книга для человека, который любит читать и который нуждается в хороших книгах. Я думаю, что у меня литературное впечатление от "Дневников" Прокофьева - одно из самых сильных за последнее десятилетие. Это связано и с мастерством Прокофьева как писателя, но еще человек какого-то совершенно феноменального энергетического заряда. Эта энергетика, которая мастерски выражена в литературном стиле, производит необычайно сильное впечатление. Речь идет об очень необычной человеческой личности, которая проходит жизненный путь", - говорит она.
        Прокофьев не просто записывал, он, как истинный литератор, кропотливо работал над своим дневником. Несмотря на постоянные переезды, огромное количество выступлений и сочинительство, композитор ежедневно находил время, чтобы записать все события. Однако это была лишь основа. После Прокофьев садился и перерабатывал свои заметки в литературный текст.
        В итоге сегодня мы имеем не просто подробное описание жизни композитора, но и хронику тех лет. В его заметках - быт Москвы, воспоминания о современниках, серьезные размышления и настоящее хулиганство. К примеру, своим пассиям Прокофьев присваивает номера и пишет, что тогда-то он встретился с дамой 17 а, а тогда-то - 16 б. Незабываемы и афоризмы композитора. О выступлении на концерте он пишет, что невозможно играть, когда внизу собралась толпа людей, рассматривающих твои руки и ноги.
        В советские годы в России неоднократно переиздавалась "Автобиография" Сергея Прокофьева - казалось бы, полное и подробное описание большей части жизни композитора, составленное им самим. "Автобиография" основывалась на тех самых дневниках, но писалась уже в Советской России, где композитор уже прекрасно знал, что такое самоцензура.
        Наследникам композитора пришлось проделать колоссальную работу. Прокофьев очень часть сокращал и зашифровывал многие слова, что потребовало тщательной и кропотливой расшифровки. В "Дневниках" читатель найдет ответ и на вопрос, почему же Прокофьев все-таки вернулся в СССР. Для многих станет настоящим откровением и религиозность Прокофьева, его увлечение философией христианства. Впрочем, и здесь не обходится без шутки. Композитор описывает, как однажды читал параллельно 2 книги - религиозный труд и "Капитал" Маркса.

Новости партнеров

Выбор читателей