Дания плещет в мир "открытым пивом"

        Датчане любят свое пиво, но в последнее время, желая утолить жажду, посматривают уже не только на старый добрый "Карлсберг". Активно помогают в этом соотечественникам студенты копенгагенского Института информационных технологий, создавшие, по их собственным словам, первое в мире пиво с открытым кодом.
        Называется оно просто "Ворес оэл" - или "Наше пиво", - и его рецепт уже стал хитом во всем мире.
        Идея привнесена из сферы программного обеспечения. Программы с открытыми исходными кодами создаются таким образом, что любой желающий может их менять и улучшать - с единственным требованием: коды всех этих улучшений и изменений должны быть, в свою очередь, открытыми для всех.
        Самой, пожалуй, известный пример программного обеспечения открытого кода - это операционная система Linux.
        Фирма Microsoft, со своей стороны, создает закрытые программы, заглянуть в которые не позволено никому. Аналогичный подход - но к своему продукту - исповедует известнейшая датская пивоварня Carlsberg.
        Расмус Нильсен, руководитель копенгагенского коллектива художников под названием Superflex, решил бросить вызов "закрытому" пиву.
        В Институте информационных технологий он ведет семинар по интеллектуальной собственности и авторскому праву. Как-то Нильсен попросил своих студентов подумать о возможности применения идеи открытого кода к нецифровым продуктам.
        "Почему не реализовать эти идеи в старом мире и не применить их к другим вещам?" - вопрошает Нильсен.
        Почему пиво? Ответ на этот вопрос дает веб-сайт Vores Oel: а почему бы и нет?
        "Это универсальный продукт, который мы хотели бы получать бесплатно, но, к сожалению, это не так, - говорит Нильсен. - И я подумал, что это отличное средство для столкновения всех этих вопросов".
        С преподавателем согласились 15 его студентов.
        "Пиво - это приятнейший предмет в университетских условиях, - говорит Тораринн Стефанссон, один из этих студентов. - Это, наверное, поинтереснее, чем заниматься чем-нибудь несъедобным или невыпиваемым".
        Для начала студенты встретились с автором датской книги по домашнему пивоварению.
        Затем они пришли к согласию о том, какого типа пиво они хотят получить. Купили ингредиенты и сварили около 100 л прямо в университетской столовой.
        По словам Стефанссона, назвать продукт своего творчества они решили "Наше пиво, версия 1.0".
        "Как в программном обеспечении, первая версия получает название 1.0 и оставляет таким образом пространство для улучшения".
        "Наше пиво" оказалось более темным и более тяжелым, чем типичный датский лагер.
        "После такого пива чувствуешь себя так, как будто бифштекс слопал, - говорит Нильсен. - Ну то есть это не то пиво, которое обычно пьют на холостяцких вечеринках или подобных мероприятиях".
        Затем студенты стали добавлять новые ингредиенты. В частности, гуарану, южноамериканскую ягоду, которая содержит природные стимуляторы наподобие кофеина.
        А еще они придумали этикетку - и сайт в Интернете, дополненный заразительными, с открытыми кодами, звуковыми эффектами и музыкой.
        И - самое важное - студенты обнародовали свой рецепт, который назвали "лицензия всенародного творчества".
        "Можете его менять, - говорит Нильсен. - Но если вы используете наш рецепт в качестве основы для создания своего пива, свой рецепт вы тоже должны держать открытым. Такова юридическая составляющая этого напитка".
        Можете даже попробовать продавать свою версию, но лишь в том случае, если упоминаете в своем рецепте "Наше пиво".
        Результат получился ошеломляющим. Сайт "Нашего пива" - очень оживленное место, утверждает Нильсен. "Мы получаем массу вопросов от небольших пивоваров из Мексики, Бразилии и даже Афганистана, - говорит он. - Афганистан, а!"
        Одна маленькая датская пивоварня уже планирует осенью начать торговлю некоторыми "Нашими пивами".
        А устроители всего этого надеются, что их затея позволит людям понять: открытый код можно применять не только в цифровом мире.

Новости партнеров

Выбор читателей