Девы дают прямо в храме

Храмовая проституция в Индии официально запрещена. Однако у индийских властей есть сведения, что теперь церемонии посвящения в девадаси проводятся тайно. И ряды "божьих рабынь" ежегодно пополняют около 15 тыс. девочек

Мое "приобщение" к индуизму произошло много лет назад, когда в руки попал здоровенный альбом с фотографиями индийских средневековых храмов, который привез из Индии знакомый дипломат. Заглянув в альбом, я обалдел: наружные стены храмов были украшены скульптурными композициями явно порнографического содержания. Образованный дипломат пояснил, что в камне запечатлены апсар (танцовщицы, которые по распоряжению богов соблазняли аскетов, йогов и прочих святых людей, праведная жизнь которых была сравнима с жизнью самих богов). И что сцены совращения аскетов апсарами – популярный сюжет храмовой скульптуры. Посмеиваясь, работник МИДа сообщил, что вообще-то индуизм – религия весьма эротическая. "В штате Орисса, где мне довелось побывать, – рассказал он, – я видел в храмах скульптуры небесных дев с раскрытыми йони. Паломники, прежде чем вступить в храм, вкладывают в эти отверстия пальцы, как бы вступая в символический сексуальный контакт. Видишь ли, в отличие от христианства индуизм не противопоставляет духовное плотскому, скорее наоборот – приобщение к любовному наслаждению считается одной из главных целей человека, а сам процесс любви для индусов обозначает одновременно высшее земное удовольствие, путь к единению с мировым космосом и способ обращения к божественной воле. Священные книги приравнивают половую активность к выполнению религиозного долга". "Ага! – воскликнул я. – Теперь мне понятно увлечение некоторыми нашими гражданами восточными религиями. Ходят, "харе Кришна" кричат, а на самом деле думают не о Кришне, а о его гареме, в котором, как говорят, было 16108 жен!" Эрудированный мидовец усмехнулся и заметил, что гарем Кришны – это еще цветочки. В индуизме важным предметом культа и символом Шивы является "лингам" (мужской половой орган). Во время священнодействий каменные, металлические и деревянные лингамы поливают молоком, топленым маслом и священной водой из Ганга. Но самым, пожалуй, поразительным явлением для европейца в индуистской религии можно считать институт девадаси ( что в переводе с санскрита означает "божьи рабыни").

В некоторых индуистских храмах служили молодые девушки, в обязанность которых первоначально входило поддержание чистоты, а также одевание изваяний богов в пышные одежды и "кормление" их фруктами. Кроме того, они должны были радовать прихожан танцами и песнями. Однако постепенно танцовщицы были приближены к богам и стали считаться их женами. Потом жрецы решили сделать на полуголых танцовщицах бизнес. Они вынуждали девушек выполнять самые интимные пожелания тех прихожан, которые много жертвовали на храм. Свою "службу богам" девадаси начинали в 7-8 лет. Предварительно они проходили обряд бракосочетания. Девочку одевали невестой, а бога заменял символ – либо меч, либо диск, который "невеста" держала в руках до тех пор, пока жрец читал нужные слова. Затем символ бога возлагался на алтарь и девушка объявлялась женой бога, на шею ей торжественно надевали тали – витой шнур, обозначающий замужний статус женщины, на руки, грудь, бедра и плечи ставилось клеймо: в вишнуитских храмах это были знаки раковины и диска, в шиваитских – лингам и йони (мужское и женское начало). Иногда клеймо заменяли татуировкой или рисунком, выполненным сандаловой пастой. После такого "бракосочетания" девушку отводили в покои, где она готовилась к первой встрече с мужем. "Невеста" читала священные мантры, освобождаясь от одежд, наносила краской символы бога на сокровенные части тела и ложилась, ожидая появления мужа. Им обычно оказывался либо один из жрецов, либо особо щедрый жертвователь. В некоторых шиваитских храмах девадаси подвергались ритуальному лишению невинности. Этот обряд обычно проходили девочки, еще не готовые к выполнению требуемых обязанностей в силу возраста. Для обряда использовался небольшой каменный лингам, который закреплялся на особом седле. Помимо искусства любви, девушки под руководством наставников-жрецов изучали искусство танца, пения, стихосложения, обучались умению вести беседы и т.п. Обучение девадаси длилось несколько лет.

Кто же шел в девадаси? Стать "божьей рабыней" могла девушка только из индуистской семьи. Часто родители жертвовали собственную дочь храму, за что обещалось особое расположение богов. Нередко девушек приводили в храм во исполнение данного обета. Также девадаси становились девушки, которых родители никак не могли выдать замуж. Отдавали в храм девочек, зачатых при неблагоприятном расположении звезд. Кроме того, следует помнить, что рождение девочки в Индии до сих пор считается наказанием за грехи, которые родителями совершили в этой или одной из прошлых жизней.

Быть девадаси вовсе не считалось позором. Храмовые проститутки принимали самое непосредственное участие в религиозных церемониях. Присутствие девадаси на свадьбе считалось хорошей приметой, а путник, повстречавший девадаси на дороге, верил в то, что в пути ему будет светить счастливая звезда. От количества девадаси зависел престиж храма. Так, знаменитый танджорский храм располагал 400 танцовщицами, сомнатхский храм – 500. В Гуджарате на 4 тысячи храмов приходилось 20 тысяч девадаси.

Девадаси имела пожизненную связь с храмом. Когда из-за старости или болезней она "выходила в тираж" и не могла обслуживать прихожан, то либо оставалась жить при храме, либо начинала странствовать по Индии.

Помню, я спросил знакомого дипломата, приходилось ли ему общаться или хотя бы видеть девадаси. Но он лишь отрицательно покачал головой. Действительно, храмовая проституция в Индии уже давно официально запрещена. Однако у индийских властей есть сведения, что теперь церемонии посвящения в девадаси проводятся тайно. И ряды "божьих рабынь" ежегодно пополняют около 15 тысяч индийских девочек. Так, только в районе между западными штатами Махараштра и Карнатака раз в год на религиозном празднике, посвященном богине Еллама-Ренука, сотни девочек становятся девадаси. Кстати, вполне вероятно, что широкое распространение проституции, в том числе и детской, в Индии (по данным исследования социологического департамента делийского университета им. Джавахарлала Неру, Индия занимает по этому показателю первое место в мире) во многом связано с местными обычаями и религиозными предрассудками, особенно с традицией девадаси.

Выбор читателей