Российские самолеты испугались "Ноги"

"Су" и "МиГи" не будут летать над Лондоном. Впрочем, на авиабизнесе России сие не скажется... А вот посетители Фарнборо наверняка огорчатся из-за отсутствия полюбившегося "цирка на крыльях"

Сегодня в пригороде Лондона открылся очередной авиасалон "Фарнборо Интернэшнл-2002", который традиционно считается главной аэрокосмической выставкой каждого четного года. Время проведения выставки – с 22 по 28 июля. В табели о рангах она занимает второе место в мире после французского авиакосмического салона в Ле-Бурже. Показателем уровня шоу можно считать количество заключенных во время его проведения контрактов. На прошлом авиасалоне "Фарнборо-2000" общая их сумма составила рекордное количество в $52 миллиарда.

В нынешнем году в Фарнборо демонстрируют свою продукцию свыше тысячи компаний из более чем 50 стран мира. В их числе - около 60 российских предприятий, представляющих свои разработки под эгидой компании "Рособоронэкспорт" и внешнеторгового объединения "Авиаэкспорт" на площади свыше 1500 квадратных метров. Вопреки обыкновению, в списках участников авиашоу не оказалось ни одного российского самолета. Обычно в Британии выставлются аппараты фирм "МиГ" и "Сухой", но в этом году они не решились демонстрировать свою продукцию. Представители этих компаний объяснили, что отсутствие российских марок вызвано опасениями возможного ареста по иску швейцарской фирмы "Нога" к России.

Пресса подняла плач по оставшимся в России самолетам: дескать, теперь никто их у нас не купит, и пора откупаться от швейцарских дельцов. Как известно, больше года назад суд Стокгольмской торговой палаты постановил, что Россия должна выплатить $50 млн по иску компании "Нога". На основании этого решения швейцарцы считают себя вправе арестовывать российскую собственность за рубежом.

Только за последний месяц таких инцидентов было уже три. В середине июня российские самолеты не смогли принять участие в праздничном авиашоу во Франции на торжествах, посвященных годовщине формирования авиационного полка "Нормандия-Неман". Также не состоялся перелет двух российских истребителей по чкаловскому маршруту Москва-Северный полюс-Портленд, поскольку самолеты могли быть конфискованы по судебному иску швейцарской фирмы "Нога". И вот теперь британские власти не смогли предоставить России гарантий, что "Су" и "МиГ"и останутся в неприкосновенности.

Конечно, сам факт того, что компания "Нога" постоянно оказывается у российских представителей поперек дороги, вызывает головную боль. И руководству страны давно пора принять в отношении швейцарской "ноги" определенное решение, не надеясь на "авось" – вдруг швейцарцы отвяжутся-таки от российского имущества. Но, оставляя в стороне вопрос разрешения конфликта, можно признать, что от самого по себе отсутствия отечественных самолетов в Фарнборо России ни жарко ни холодно.

Участие нашей страны в британском авиашоу преследует едва ли не единственную цель – поддержание имиджа. Так мы можем объявить, что еще присутствуем на рынке. Именно российская сторона устраивает наиболее зрелищные выступления в небе. Своеобразный "цирк на крыльях", которому устроители шоу отдают дань в виде дополнительного летного времени: обычно российские самолеты летают в небе Британии вдвое дольше, чем западные аналоги. Но на заключении контрактов количество проведенного в воздухе времени и качество выступления практически не отражается. Западные покупатели, посещающие пригороды Лондона в дни авиашоу, – представители стран НАТО и собирающихся вступать в Альянс государств, - наши самолеты покупать не стремятся. Наш рынок в этой сфере больше тяготеет к Азии, к Ближнему Востоку и Индии.

Так что отсутствие крылатых красавцев над Лондоном, пожалуй, должно огорчать не нас. Зато устроители авиашоу могут серьезно "пролететь" – без зрелищной пилотажной программы из России посещаемость выставки будет не такой высокой, как прежде. Если учесть, что в этом году авиасалон не показывает практически ничего нового (авиастроение во всем мире до сих пор переживает спад, вызванный событиями 11 сентября), то вряд ли от шоу в Фарнборо на этой неделе стоит ожидать каких-то сенсаций.

Как бы то ни было, несмотря на отсутствие в Фарнборо наших летательных аппаратов, российская экспозиция выглядит неплохо. На наших стендах представлены разработки с высоким экспортным потенциалом ориентированные в первую очередь на потребности стран Центральной и Восточной Европы в ремонте и модернизации находящейся на вооружении военной техники советского и российского производства.

Представители российского авиапрома уверены, что западных покупателей должна заинтересовать информация, касающаяся экспорта вертолетной техники, в частности, новая стратегия экспорта военно-транспортных вертолетов Ми-17. По словам заместителя генерального директора "Рособоронэкспорта" Виктора Комардина, в отличие от предыдущих лет, когда ставка делалась на сам вертолет Ми-17, превосходящий своих конкурентов по соотношению "стоимость - эффективность", сегодня потенциальный заказчик может выбрать целую гамму серийно производимого бортового оборудования и программно-аппаратных технических средств, интегрированных в единый технический комплекс. Перспективность такой стратегии экспорта в том, что она позволяет покупателям Ми-17 поддерживать боевое мастерство летчиков на наземном пилотажном тренажере.

Выбор читателей