Телевидение уступает радио

Телевизионный продюсер, создатель и руководитель студии "Команда-2" и один из авторов нового проекта супер-радио "Куб" в интервью корреспонденту Yтра рассуждает о профессии

Кирилл Легат – телевизионный продюсер, создатель и руководитель студии "Команда-2" Российского телевидения, главный продюсер "ТВ-6 Москва", один из создателей и режиссер программы "Дорожный патруль", первый заместитель Председателя ВГТРК с 1996 по 1997 г., генеральный директор продюсерского центра "Видео Интернешнл", создатель и генеральный директор Компании "НТВ-Телемост", генеральный директор компании "Телевидение специального назначения".

YTPO: Какое лицо у сегодняшнего российского телевидения?

Не знаю. Благодаря современным технологиям российское телевидение продвинулось далеко вперед и во многом стало похоже на мировое. Но, к сожалению, смотреть его стало скучно и неинтересно. Телеканалы похожи друг на друга как никогда; и по содержанию и "по видео"…

Мне кажется, что в середине девяностых наше телевидение было, все же, более эмоциональным и более "человечным", если такое определение применимо к СМИ вообще. Да и ярких личностей на экране было больше; впрочем, я уверен, вся наша жизнь была ярче и разнообразнее...

Y: Весь прошлый год вы жили в Америке. Как выглядит современное американское телевидение?

Мне сложно говорить об американском телевидении в целом, но одну существенную деталь я бы все же отметил. Когда в сентябре прошлого года я был в Нью-Йорке, как раз в тот момент, когда началась трагедия с "близнецами", меня потряс не только высокопрофессиональный уровень абсолютно всех американских телевизионных каналов, но и нравственная составляющая вещания.

В течение 5-6 дней прямо "с колес" репортеры выходили эфир, мало того, что я не видел ни одной технической накладки, но и не было самого главного – постоянного муссирования страшных подробностей… Поверьте мне, как очевидцу, это было очень страшно… Трагедия такого масштаба, разумеется, всколыхнула все американское общество – эмоциональный накал достиг небывалого размаха, но ни один журналист не попытался "раскачивать" ситуацию.

У нас же, увы, часто все происходит наоборот. Мы всегда и во всем ищем виноватых, и еще любим злобно шипеть, приговаривая с пеной у рта: "Ага…не доглядели, не досмотрели, не заметили… и так далее в том же духе…". Хороший тому пример - пожар на Останкинской башне. Толпа зевак с любопытством глазела на происходящее и твердила: "Вот, видите – не доглядели… не досмотрели… проворовались…" Отчасти, разумеется, и не доглядели и даже могли и провороваться… Но не всегда же только в этом дело - нельзя же жить в состоянии постоянного отрицания и твердить, что у нас все плохо, бездарно и обязательно невпопад…

Y: Почему на российском экране так много крови и трупов? В частности, в вашей программе "Дорожный патруль"? Где же тут ваши морально-нравственные нормы?

В свое время я был одним из тех, кто эту самую кровь, мягко говоря, и вынес на экраны телевидения. В этом - мой большой грех, и я каюсь в этом. Молодой был, многого в жизни еще не пережил… Увы, сегодня сравнивать телевидение и морально-нравственные нормы общества - бессмысленное занятие.

Y: Как вы относитесь к жанру журналистского расследования? Нужно ли развивать его на телеканалах?

Сегодня практически на всех каналах существуют программы, построенные в жанре журналистских расследований. И в этом нет ничего ни плохого ни хорошего – современное телевидение таково; важно другое, - зачем существуют "журналистские расследования"? Если это – конъюнктура и погоня за пунктом рейтинга - мне не интересно. Если же подобное расследование дает реальные результаты в борьбе с преступностью, коррупцией и прочими проблемами общества, то и слава Богу… Не перегнуть бы только палку; хватает в нашей реальной, а не экранной жизни всевозможных расследований, прослушиваний, подсматриваний и общего недоверия ко всему и ко всем…

Y: А какое, на ваш взгляд, должно быть телевидение сегодня и завтра?

С сегодняшним российским телевидением все понятно и бессмысленно говорить о нем. Дело не в цензуре и не во взаимоотношениях с Властью. Просто дело во времени в котором мы живем.

Было бы интересно говорить о телевидении, если бы оно помогало бы зрителям, а значит и гражданам своей страны, почувствовать себя свободными. Свободными не "по-российски" - "делаю чего хочу, никто мне не указ и, вообще, мы самые крутые…" , а свободными по-человечески… Впрочем, это совсем другая тема.

Y: Почему на наших государственных каналах идет коммерческая реклама? Ни в одной стране мира такого нет?

Заглянув в бюджет России, вы найдете ответ на этот вопрос; до тех пор пока у государства не будет возможности полноценно финансировать собственное государственное телевидение – ничего не изменится… И давайте не искать виноватых.

Y: Хотите сделать новые телевизионные проекты?

Нет, не хочу. Телевидением я занимаюсь уже 23 года, и, слава Богу, в ближайшие 5 -10 лет у меня нет крайней необходимости заниматься только им. Еще год назад я был уже абсолютно готов к окончательному расставанию с телевидением, но Дмитрий Дибров предложил мне поработать с ним в "Ночной смене", и я немного задержался.

Y: Телевидение – это только технологии?

Телевидение – это Технология и телевидение – это Ремесло. И то и другое – с большой буквы. И еще Люди, которые это самое телевидение по-настоящему любят.

Y: Какой проект считаете успешным?

Это тогда, когда "запустив" новый проект, через некоторое время я могу отойти от него; хорошо отлаженный механизм может работать и без человека, который его создал – это мое глубочайшее убеждение. Я считаю, что мой удачный проект – не тот, который принес сразу "много денег и славы", а тот, который живет без меня какое-то количество лет. Например, "Команда-2" на РТР или выше упомянутый "Дорожный патруль"…

Y: Вы увлекаетесь только автомобилями?

У меня есть ощущение, что, когда я родился, в руках у меня был руль. Я действительно люблю автомобили – они для меня реально живые существа. И большую часть жизни я прожил с тремя основными страстями – женщины, телевидение, автомобили. Приоритеты иногда менялись местами, но триединство оставалось всегда.

Y: Вы неутомимый человек…(?)

Я – паровоз; паровоз, у которого колеса – "чух - чух- чух-чух" закрутились, и "состав" поехал дальше. Состав – это тот или иной проект. Порой, мне сразу становится скучно и неинтересно… К сожалению. И это большая моя беда. И я снова ищу что-то новое.

P.S. На частоте FM 89,9 ведется техническое вещание новой радиостанции "Радио Куб" и пока там звучит только музыка. Это новый проект Дмитрия Диброва, Андрея Макаревича и Кирилла Легата.

Беседу вела Алла Благовещенская

Выбор читателей