Пляски под Чорта Иваныча

Если вы думаете, что прошедший фестиваль "Нашествие" – самое грандиозное музыкальное мероприятие этого года, то глубоко заблуждаетесь! Обогнали нас буржуи на будапештском фестивале Sziget 2002

Как ждет лета рыбак или грибник, меломан живет в ожидании летних фестивалей, коих проходит в это время года во всем мире огромное количество. И пока у нас фестивали относительно скромные ("Крылья", "Нашествие"), в Европе устраиваются мероприятия более масштабные. Один из самых грандиозных по своему размаху – Sziget – уже десятый год проводится в Будапеште. На этот раз туда отправилось более полусотни российских слушателей и журналистов.

Что же такое Sziget? Представьте себе остров размером с половину Серебряного бора, на который водрузили более тридцати сцен, парк аттракционов, интернет-кафе, палаточный городок, необъятное количество торговых палаток с сувенирами и едой на любой вкус, пункты обмена валюты и еще всякого в придачу, чтобы 135 тысяч посетителей могли отрываться целую неделю. Именно на таком острове, расположенном посреди Дуная, оказалась наша делегация в состав которой, помимо прочих, вошли пресс-аташе компании JSA Алексей Котельников, лидер московской панк-банды "Тараканы" Дмитрий "Sid" Спирин и ваш покорный слуга.

В подобных мероприятиях есть свои минусы. Во-первых, зачастую приходилось принимать трудное решение, какой концерт идти смотреть, если они шли в одно время. Во-вторых, приходилось делать стремительные марш-броски от одной сцены к другой (иногда пробегали не менее километра), чтобы посмотреть как можно больше. Жаль, что я так и не добрался до сцены латиноамериканской музыки, лишь мельком посетил блюзовую сцену (правда, громких имен на ней в этот раз не было). Не успел я сходить и в Ламинариум, где демонстрировалось умопомрачительное лазерное шоу. И так и не выиграл "джентльменский набор" в павильоне фирмы Durex, известной всему мужскому населению своей резиновой продукцией. Но и без этого впечатлений было достаточно.

Еще по дороге к острову, где проходил Sziget (переводится с венгерского как "Остров"), наблюдалась повышенная концентрация молодежи всех мастей и раскрасок. Были лохматые металлюги (к коим относится и автор), панки с ирокезами, которым позавидовал бы сам Уотти из Exploited, готы в мрачных черных одеяниях и с килограммом грима на лице, юные особы в майках с надписью из трех букв – HIM (а не то, что вы подумали) и обязательные при таком раскладе скины. Последние, однако, ничуть не отличались в поведении и никого не трогали. Так уж там заведено – все отрываются по полной, но никто никому не мешает. И правильно! Перед входом на остров стояла предельно вежливая, но строгая охрана. Пройти на фестиваль на халяву не представлялось возможным, потому как каждый посетитель был обязан всю неделю носить специальный браслет, снять который без видимых повреждений никому не удавалось (пробовал лично). Говорят, в прошлые годы находились энтузиасты, пытавшиеся переплыть Дунай, но мало кто из них доплывал и до середины этой бурлящей водоворотами реки. Чтобы уменьшить число нелепых смертей в этом году, за рекой велось непрерывное наблюдение.

Возле главной сцены журналистов ждал пресс-центр, оборудованный не хуже, чем пресс-служба президента РФ или Госдумы. Там же выдавали бэджи с непонятным существом, похожим на гибрид гуманоида с презервативом. Позже мне объяснили, что это корова – бессменный символ фестиваля. Никогда бы не догадался…

А сбоку от сцены был установлен большой монитор, на который любой желающий мог послать sms-сообщение со своего мобильного телефона. Особенно приятно было видеть среди прочих фразы на чисто русском языке, типа "Егор сука", "Скины сосут" или "Пошли все на х…!", посылаемые нашими соотечественниками.

Хэдлайнером первого дня стала британская легенда The Cure. Через полтора часа после заявленного времени раздавшийся в ширину Роберт Смит появился на пресс-конференции при небывалом скоплении журналистов. Концерт The Cure прошел при полном аншлаге, ведь в последнее время они не так уж часто балуют фэнов своими живыми выступлениями. Правда, сытая физиономия солиста не очень вязалась с трагическим пафосом его песен, но, в конце концов, не всю же жизнь пребывать в меланхоличном или депрессивном состоянии.

В то же время на Metal Hammer Stage выступал один из лидеров немецкого power metal и основатель группы Helloween Кай Хансен и его группа Gamma Ray. По звуку и по работе всей команды концерт был просто сногсшибательный – профессионалы. Несмотря на то, что Metal Hammer Stage загнали в самый конец острова, из-за чего она немного напоминала резервацию или рокерское гетто, теплоту атмосферы, царившей там, трудно передать словами. Пиво и другие алкогольные напитки лились со скоростью Ниагарского водопада, что способствовало развязыванию языка и завязыванию (простите за каламбур) новых знакомств. Народ сюда прибыл со всех уголков Европы, и первыми моими собеседниками оказались немцы, которых занесла судьба на остров во время бурно отмечаемого дня рождения одного из них. В какой стране они находятся, мои немецкие друзья поняли только на Yтро.

Горячие финские парни HIM стали хэдлайнерами на следующий день фестиваля. Новая прическа вокалиста Вилли Валло вызвала в моем воспаленном паленкой (такая местная водочка) мозгу ассоциации с известным российским эстрадным деятелем по имени Шура, но это только внешнее сходство. В деле наш герой оказался настоящим мужчиной и постоянно осыпал комплиментами юных представительниц слабого пола, чей визг периодически перекрывал звук из мощных колонок. И хотя вокал Валло, не в пример студийным работам, порой хромал, концерт финнов прошел "на ура", а под занавес была исполнена одна из лучших вещей Black Sabbath – "Hand Of Doom".

Ранее на той же сцене выступил другой "химоподобный" коллектив из Финляндии – 69 Eyes, чей имидж и саунд были несколько жестче и приятнее моему уху. Но главными фаворитами того вечера для меня и многих моих коллег стала панк-легенда из Англии UK Subs, выступившая на сцене Wan2. Энергии их вокалиста Чарли Харпера – старейшего панка планеты – позавидует любой спортсмен! В свои 65 (!) лет он весь концерт прыгал по сцене, словно пингпонговский шарик, драл глотку и не забывал при этом опорожнять стаканы с пивом. Сама программа была намного тяжелее студийных работ и лишь немногим не дотягивала по тяжести до Exploited. После концерта, уже в гостинице один из нас поднял тост за то, чтобы мы все в свои 65 выглядели как Харпер.

С небольшим промежутком на фестивале выступили сразу три представительницы слабого пола, играющие тяжелую музыку: Аннике ван Герсберген (the Gathering), Тарья Трунен (Nightwish) и экс-фронтвумен Warlock Доро Пеш (Doro). Все трое были в отличной форме, просто мастерски отыграли свои шоу и очаровали мужскую половину зрителей. Но, по мнению многих, королевой бала стала металлическая леди номер один – Доро Пеш. Удивительно, но с каждым годом она становится все обаятельнее и, несмотря на то, что ей уже давно за тридцать, выглядела миниатюрной феей среди четырех колдунов-великанов из ее группы. Те, кто ходил на нее в "Точку" прошлой весной, поймут, о чем я говорю. После полуторачасового концерта, где, помимо классики, была исполнена абсолютно новая вещь "Fight", и последующей часовой раздачи автографов мне удалось немного поговорить с Дорой, чья улыбка и искренний настрой на общение создавали впечатление, будто вместо концерта она провела время в бассейне или массажном салоне. На тот момент ни я, ни она еще не знали, что намеченный на конец августа московский фестиваль Long Live Rock’n’Roll, где она должна была выступать, провалился. Доро была переполнена желанием снова приехать в Россию, где ей так понравилось, и просила передать всем фэнам, что они подготовили для России "ураганную программу". Жаль, что этому не суждено сбыться, во всяком случае этим летом.

Последний день фестиваля наступил как-то неожиданно быстро. Казалось, что только вчера мы высадились на этот замечательный остров, но сантиметровый слой пыли на ботинках и тяжесть в мышцах говорили о другом. Хэдлайнерами прощального вечера стали английские нытики Muse. Их программа, равно как и шоу выступившего тремя днями ранее Игги Попа, не сильно отличалась от недавних московских выступлений. В то же время вся прогрессивная журналистская фракция пошла на Kreator, чей сет-лист, к моему сожалению и к радости многих других, состоял преимущественно из трэшевых боевиков. Хотелось услышать материал с их двух более продвинутых альбомов "Outcast" и "Endorama", но я был в явном меньшинстве. Одним из самых последних концертов фестиваля по иронии судьбы стало выступление нашего отечественного Н.О.М.а, на который пришли почти все русские делегаты фестиваля. Мне всегда казалось, что Н.О.М. с его чисто русским юмором не может быть понятен иностранцу из просвещенной Европы, и я был немного удивлен, увидев отплясывающих под "Сеньку Мосгаз" и "Чорта Иваныча" европейцев. Облик лысого Ивана Туриста напомнил о том, что пора возвращаться на Родину. Но перед возвращением были еще две ночи в вагоне поезда, заполненном под завязку посетителями фестиваля из Москвы и других городов России. В дороге за распитием купленной в Будапеште паленки все делились мнениями по поводу увиденного. Сошлись в одном: на следующий год все встречаемся на Киевском вокзале у поезда Москва – Будапешт.

Выбор читателей