Касьянов научит китайцев платить за свет

Наиболее сложной для Москвы проблемой станет обсуждение китайских условий для вступления России в ВТО. Как известно, страны-кандидаты в ВТО должны выполнить условия отдельных членов организации

Сегодня с уверенностью можно сказать, что восточная тема имеет все шансы стать хитом недели. В то время, пока северокорейский лидер Ким Чен Ир совершает повторный железнодорожный вояж в Россию, российский премьер намерен вылететь в Китай для участия в регулярной встрече глав правительств обеих стран. По прибытии в Поднебесную Михаил Касьянов проведет встречу с премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзы, а также с председателем КНР Дзян Цземинем. В протокольных документах отмечается, что целью переговоров станет обсуждение перспектив развития торгово-экономических отношений.

Официальный товарооборот между Россией и Китаем за первое полугодие составил $5,5 млрд, что на 20% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня Россия имеет значительное положительное торговое сальдо в торговле с Китаем. Наш экспорт составляет порядка $4 млрд, а импорт - $1,003 миллиарда. По данным на конец 2001 г. в РФ зарегистрировано 450 предприятий с участием китайского капитала с общим объемом инвестиций в $282 миллиона. В Китае же насчитывается около 1300 предприятий с российским участием, с общим объемом инвестиций $674 миллиона.

Вместе с тем, не стоит забывать, что официальные цифры товарооборота, особенно в части российского импорта китайских товаров, отличаются от реальных. Это связано со значительными объемами "серых" и "черных" поставок, не фигурирующих в статистике. По разным оценкам, это еще порядка $3 млрд в год к сумме импорта.

Подобное явление само по себе уже является достаточно важным вопросом двусторонних отношений. Однако все же не неучтенный китайский ширпотреб должен стать резервом роста взаимного товарооборота, а значит, и темой переговоров глав правительств.

Пекин в большей степени интересует энергетическое сотрудничество. В настоящее время при участии России в Китае строится Тяньваньская АЭС. Рассматриваются возможности российского участия в строительстве других электростанций. Более того, к 2005 г. планируется ввести в строй нефтепровод, по которому на первом этапе его эксплуатации в Китай планируется перекачивать около 20 млн тонн нефти в год. Помимо этого, существуют совместные экономические проекты в газовой области. Так, "Газпром" в составе международного консорциума выиграл тендер на строительство газопровода из западных районов Китая в Шанхай.

Здесь, правда, стоит заметить, что вопрос поставок электроэнергии в Китай является не столь простым, как это могло бы показаться на первый взгляд. Стороны который год не могут договориться о тарифах, так как китайцы хотели бы получать электроэнергию чуть ли не бесплатно.

К сожалению, энергетический аспект остается одним из главных в наших торговых отношениях. Поставки неэнергетической высокотехнологической продукции пока не столь значительны, хотя и есть перспективы развития. В прошлом году был заключен контракт на покупку Китаем пяти самолетов Ту-204-120, рассматривается также возможность поставок Ту-214, Ил-114, Ил-103 и Ил-96-300.

Однако экономические вопросы отнюдь не ограничиваются взаимными товаропоставками. Наиболее сложной и неоднозначной для Москвы проблемой станет обсуждение китайских условий для вступления России в ВТО. Как известно, страны-кандидаты на присоединение к ВТО должны, помимо прочего, согласовать и выполнить условия отдельных государств-членов организации. Китай не преминул воспользоваться появившейся у него новой возможностью добиваться от России различных уступок.

Одним словом, перед Касьяновым стоит непростая задача, решить которую вряд ли можно в ходе одного этапа переговоров. Учитывая сегодняшние достаточно прочные позиции Китая и тот факт, что китайцы всегда были отменными переговорщиками, достижение сколь-нибудь значимых результатов в ходе предстоящей встречи выглядит сомнительным.

Выбор читателей