Нефтяные "кошки-мышки" на русском Севере

Ненецкий автономный округ – это не просто десятки тысяч квадратных километров тундры, где проживает немногим более 40 тыс. человек. Это прежде всего 78 месторождений с извлекаемыми запасами более 1 млрд. тонн нефти

На днях президент РФ Владимир Путин принял губернатора Ненецкого автономного округа Владимира Бутова. В ходе встречи обсуждались вопросы развития округа, в первую очередь его нефтегазового комплекса. Вместе с тем, личная встреча президента с ненецким губернатором оценивается многими наблюдателями как завершение длительной эпопеи, ознаменовавшейся широкомасштабными нападками на губернатора, пиком которой стало объявление Бутова в федеральный розыск.

Ненецкий автономный округ – это не просто десятки тысяч квадратных километров тундры и лесотундры, на которых проживает немногим более 40 тысяч человек. Это прежде всего 78 месторождений с извлекаемыми запасами более 1 млрд. тонн нефти.

Половина лицензий на разработку и добычу нефти в округе принадлежит акционерному обществу "Архангельскгеолдобыча" (аффилированной структуре "ЛУКойла" – авт.). В своих многочисленных интервью глава нефтяного гиганта Вагит Алекперов заявляет, что Северо-Западный федеральный округ является зоной стратегических интересов его компании и она намерена стать единоличным недропользователем региона. "ЛУКойл" на самом деле достаточно близок к выполнению этой задачи, и единственным препятствием на пути к этому остается Бутов и компания "Северная нефть". Последняя в марте 2001 года выиграла конкурс на право разработки трех месторождений вала Гамбурцева (общие запасы нефти – 192 млн. тонн, извлекаемые – 65 млн. тонн).

Результаты годичной давности конкурса до сих пор оспариваются. В этом вопросе против "Северной нефти" выступает Министерство природных ресурсов. Оно, в частности, не признает результаты экологической экспертизы по проекту и не выдает соответствующей лицензии. Тем не менее, "Северная нефть" явочным порядком осваивает месторождения и, как и обещала, 5 июля текущего года ввела в пробную эксплуатацию уже два из них – Хасырейское и Черпаюское. В 2002 году компания планирует добыть на вале Гамбурцева не менее 103 тыс. тонн нефти.

На этом аргументе, как основном преимуществе "Северной нефти" перед другими претендентами на ненецкие недра, настаивают в администрации округа. Как заявил автору ответственный чиновник ненецкой администрации, "для округа предложения "Северной нефти" оказались наиболее привлекательны. Во-первых, неразумно складывать все яйца в одну корзину, а во-вторых, нефть – уже через год, а не через пять лет, как планировал "ЛУКойл". А кроме того, солидные выплаты в фонд социально-экономического развития округа… Это звучало убедительно ".

С последним, правда, "Северная нефть" округ серьезно подвела. В фонд социально-экономического развития НАО она должна была до 25 июля перевести $5 млн. в счет задолженности за I и II кварталы 2002 года. А весь долг, превышающий уже $20 млн., должен был быть погашен до конца этого года. Это гарантировал на последней сессии окружного Собрания депутатов в июне заместитель генерального директора ОАО "Северная нефть" Анатолий Рожнов. Поступило же – смешно сказать! – 10 млн. рублей.

А что же другие? Вполне возможно, решение по "Северной нефти" и впрямь было ошибочным? Отнюдь.

ОАО "Архангельскгеолдобыча", например, является одним из основных должников местного бюджета. При плане по роялти в 19,7 млн. рублей компанией было перечислено в 2001 году в окружной бюджет 4,7 млн., или 23,8%. Аналогичная ситуация и с платежами на воспроизводство минерально-сырьевой базы: 8,9 млн. рублей при плане 25,4 млн. (35,0%).

Кроме того, "Архангельскгеолдобыча" и ее деятельность в сфере недропользования в НАО попали под внимание контролирующих органов. Проводившиеся в первом полугодии 2001 года проверки Главного контрольного управления Администрации президента, прокуратуры, МПР фиксировали недостатки в деятельности компании, выраженные в невыполнении программ работ практически по всем лицензионным соглашениям. Общие потери государства от невыполнения сроков ввода месторождений в разработку со стороны "Архангельскгеолдобычи" только по поступлению налогов составляют около $500 млн. Логика депутатов и администрации округа при таком раскладе становится более объяснимой.

Но и это не все "особенности" непростых взаимоотношений региональной власти и недропользователей. В "кошки-мышки" играют не только малые "("Северная нефть") и крупные ("ЛУКойл") российские компании. Не церемонятся с местной властью и так называемые иностранные инвесторы.

20 декабря 1995 года сроком на 20 лет (с возможностью продления до 33 лет) было заключено Харьягинское Соглашение о разделе продукции (СРП). Запасы нефти по Харьягинскому месторождению, переданные на баланс "Total Разведка Разработка Россия", "дочки" французской фирмы, составляют более 55 млн. тонн. Инвесторами, помимо французов (50%), являются также шведская Norsk Hydro Sverige A.B. (40%) и российская "Ненецкая нефтяная компания" (10%). Оператором проекта выступает "Total Разведка Разработка Россия".

С начала вступления СРП в силу (12 февраля 1999 года) было добыто 1149 тыс. тонн нефти, выручка от ее реализации составила более $170 млн. А на разработку объектов Харьягинского соглашения французской фирмой в 1999-2001 годах было затрачено $250 млн. На неоднократные просьбы предоставить государству документы с обоснованием этих расходов французы отвечают отказом. Общая сумма затрат по ХСРП оценивается уже в $5 млрд., выручка от реализации запланированной в рамках СРП добычи нефти предполагается около $6,6 млрд. Однако, при имеющихся темпах роста затрат, к 2010 году прибыль по проекту может быть аннулирована и СРП потеряет свой изначальный смысл. А Харьягинское месторождение является одним из первых в России проектов, осуществляемых на условиях СРП с участием иностранных инвесторов. И результаты его реализации могут стать критерием, согласно которому потенциальные иностранные инвесторы будут определять готовность и способность российского государства профессионально отстаивать свои интересы на собственной территории.

Федеральной власти явно есть о чем призадуматься. Ненецкий округ, бывший в советские годы кладовой партии (разведанные еще до войны месторождения так и оставались нетронутыми), только-только начинают "распечатывать". И потому с ним особо не церемонятся. Все уже в принципе поделено. Соблюдать приличия уже никто не считает нужным – война за последние крохи "нефтяного пирога" идет не на жизнь, а на смерть.

Потому встречу губернатора Бутова с Владимиром Путиным можно рассматривать как своеобразный сигнал и попытку обратить внимание верховной власти на передел собственности и игнорирование интересов государства, происходящее в сырьевых регионах.

Читайте также

Выбор читателей