Подземку дешевле достроить, чем заморозить

В Новосибирской области обсуждают федеральную программу развития метрополитена. Вопрос тем более актуален, что небольшое сибирское метро загружено вдвое больше, чем московское. Но хватит ли денег?

Новосибирский метрополитен является едва ли не самым загруженным в России. На единицу транспорта в центральном городе Сибири приходится вдвое больше перевозок, чем в Москве. Именного поэтому местные депутаты вплотную занялись подготовкой программы "О развитии метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в г. Новосибирске до 2015 года". Как сообщил "Yтру" Павел Кучин, советник комитета областного парламента по экономике, администрация незадолго до этого разослала депутатам указание согласовать участие области в федеральной программе развития транспорта в крупных городах.

Проект сибирского метро был утвержден в 1978 г., в 1981 г. началось его строительство, а в 1985 г. запущена в действие первая линия – Ленинская. В 1991 г. начала строиться вторая линия – Дзержинская, но из-за прекращения финансирования проекта в 1996 г. работы были приостановлены. И только к 2001 г. строители смогли запустить в действие новую станцию. Как утверждали горожане, заморозить строительство оказалось дороже, и город нашел необходимые средства. Сейчас в полузамороженном состоянии находится еще одна станция, и ее судьба напрямую зависит от того, сможет ли федеральный центр помочь крупнейшему зауральскому городу продолжить строительство подземки.

"В основу обсуждаемой программы легли те участки, по которым уже есть проектная документация, это практически вся Дзержинская линия, - заявил нам представитель Новосибирского облсовета. – Речь сейчас идет только о периоде до 2015 года, мы ограничимся достраиванием Дзержинской линии, хотя в федеральной программе – не только метро, но и железнодорожный транспорт, скоростной трамвай, монорельс и т.д."

Основная головная боль, непосредственно сказывающаяся на судьбе метрополитена, – источники финансирования. Администрация области предложила вариант, при котором 20% расходов берет на себя федеральный и 80% - региональный бюджет. Однако в совете депутатов сомневаются, что такая схема окажется реальной. "Скорее всего, получится 50% на 50%", -заметил Павел Кучин. Впрочем, даже на таких условиях Новосибирску придется найти 470 млн в следующем году. Между тем, в настоящее время реально найти только около 55 млн рублей, остальное "потребует поиска нетрадиционных источников финансирования". Однако представители облсовета считают, что если в Москве обеспечат выполнение заложенных в программу (буде она принята) финансовых обязательств, регион поднатужится и найдет необходимые средства. Ранее из обещанных 479 млн выделено только 186 млн рублей. Он считает, что "создание и утверждение федеральной программы позволит упорядочить выделение средств и гарантировать завершение строительства метро".

На вопрос, как оценивают в области реальность выполнения федеральных обязательств, Павел Кучин ответил, что пока утверждать что-либо рано, поскольку проект бюджета-2003 еще не опубликован. "Посмотрим, сколько там на развитие метрополитена отведено. Строят метро ведь не только у нас. Так что если там вообще этих денег нет, то их и не будет". С другой стороны, "сейчас меняется политика бюджетных отношений между центром и регионами. Все идет к тому, что большая часть средств должна оставаться на местах. Но сейчас все делается наоборот, федерация забирает деньги и потом их перераспределяет…"

Остается только надеяться, что местные чиновники все-таки смогут собрать те дополнительные 470 млн, чтобы подземный транспорт в столице Сибири достраивали не только из-за того, что заморозить проект дороже.

Выбор читателей