Новый русский Монте-Кристо

Платон (который БАБ) не только любитель слонов, но и любимчик девочек и президентов. Он кидает миллионы на ухарские развлечения, хотя недавно получал зарплату инженера... Такова судьба всякого настоящего олигарха

Олигарх
Россия, 2002
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Владимир Машков, Мария Миронова, Левани Учанеишвили, Владимир Стеклов, Александр Балуев, Андрей Краско, Марат Башаров


"Олигарх" Павла Лунгина наконец добрался до проката, предварительно создав шумиху вокруг себя в отечественных СМИ. Мало какой телеканал не объяснил, о чем (точнее, о ком) этот фильм. Никаких сомнений ни у кого не осталось: кино – про Березовского Бориса Абрамыча в исполнении Машкова Владимира. И еще – про верного Санчо "главного нежелателя добра никому" – господина с труднопроизносимой фамилией Патаркацишвили в исполнении его соотечественника Левани Учанеишвили.

К этому событию в финале киносезона даже было приурочено показанное во всех новостях выступление крупного прокурора с очередным призывом к властям выцепить ненавистного олигарха из его лондонского логова и предать справедливой казни за кражу двух с чем-то тысяч "жигулей". В картине Лунгина в роли прокурорского выступает Андрей Краско (пожалуй, самая яркая актерская удача в данном актерском ансамбле), хотя по сюжету следователь Шмаков, выписанный Генпрокуратурой откуда-то из провинции, должен расследовать дело о мнимом убийстве олигарха, а не сажать последнего. Есть в "Олигархе" и афганский ветеран – Владимир Стеклов, по-моему, на пару с Краско затмевающий главных персонажей. Вообще ролей масса, все известные нам по сериалам актеры задействованы.

Сюжет, думаю, рассказывать не надо. (В принципе, он основан на какой-то книжке Юлия Дубова с безвкусным названием "Большая пайка".) Понять, каким образом веники превращаются в автомобили, а мыло – в замки и самолеты, все равно невозможно. Превращаются и всё тут, всё одно никто не в состоянии въехать, как один человек мог стырить все экономические достижения страны за столь короткий срок, так что полный простор фантазии. Нужен "олигарху" телеканал – есть телеканал, говно вопрос. Ну и так далее...

С полпинка в картине буйно расцвели все штампы общественного сознания относительно этого странного персонажа – с непереводимым, но понятным уже любому первоклашке, названием. Ввиду такой нестыковки в жаргоне, для западной публики Лунгин дал простое, как хозяйственное мыло, название "Новый русский". Ну и фильм про них, а разве плохо?

Отмечу главную, определяющую оплошность этого фильма. Режиссер дал маху, выбрав на роль БАБа Машкова, поскольку тот никого, кроме себя любимого, играть давно не хочет. Мачо, конечно, не плачут, но в данном варианте олигарх уж слишком много болтает. А это не идет на пользу фирменному машковскому образу. В диалогах фильма все сходство на вербальном уровне персонажа и прототипа настолько окарикатуривается, что фильм лучше было назвать как-нибудь вроде "Новый русский Монте-Кристо".

Продюсерское чутье Лунгина (хотя сам он свои фильмы не финансирует) всегда выбирало самый ходовой товар для постановки и дальнейшей продажи. В начале перестройки то были модные андерграундные тусовки ("Такси-блюз" с Мамоновым), в середине 90-х, конечно же, кино про бандюков – "Линия жизни", наконец, недавний каннский призер "Свадьба" – этакий гротеск в стиле "любить по-русски".

Пришло время окучить еще один массовый мифогенный штамп – "судьба новых русских". Тут режиссер Лунгин явно уступает по масштабу замысла продюсеру Лунгину. Хотя силы привлечены самые боеспособные (достаточно сказать, что музыку написал культовый композитор-постмодернист Леонид Десятников), все равно фильм получился не стильным, каким-то лубочным. Снято размашисто, с кучей самых замысловатых мифологем, с фейерверком и основной мыслью "Во, гля!.. Умели же люди бабки делать и просаживать!". Но у живущего во Франции постановщика не вышло живописать "наши нравы", о которых на уровне БАБа он только наслышан. Лучше все-таки у него получается сочинять сказки, чем размазывать быль по экрану.

Не верится почти ни одному эпизоду, включая пресловутое катание на слоне. Да и сам Борис Абрамыч в приуроченном к премьере телеинтервью отрицал такую плоскую фантазию. Правда, справедливости ради надо сказать, что ему понравился и свой кинообраз и, особенно, образ Бадри, пардон, Ларри. Говорит – ну прям копия. Но тут я позволю усомниться – настолько в жизни формат этих героев разный. В этом персонаже у Лунгина, которого можно во многом упрекнуть, кроме неумения работать с хорошими актерами, проглядывает эпическая мощь образов, созданных грузинами в советском кино. Что касается достоинств реального прототипа – говорят, малообаятельный "олигарх".

Такое впечатление, что фильм намеренно подделывается под западную публику, совершенно плюя на отечественную, не верящую в производственные байки из жизни миллионеров, где секс Платона (Машкова) с красавицей Машей Мироновой превращается в иллюстрацию к статье "Великие любовники современности" и где миллионы выпархивают из цилиндра фокусника, как зайцы.

Пусть даже Лунгин честно исследует вопрос, куда подевались все наши олигархи вместе со слонами, но получается уж больно примитивно, хоть и ярко, даже весело. Если бы такую картину снял какой-нибудь молодой выпускник ВГИКа, я бы назвал ее отличным дебютом. Для Лунгина – это скорей некая ступень кино-откровения: вот еще про что у нас не делали. Стоит задуматься, в таком случае – кто же следующий?

Неужели... нет, слова застревают... САМ? Всенародно избранный?

А что, поживем – надеюсь, и не то увидим.


А пока вас ждут в кинотеатрах "Матрица", "Пушкинский", "Ударник", "Экран", "Байконур", "Варшава", "Пять звезд", "Аврора", "Ролан", "Победа", "Ладога", "Электрон", "Балтика", "Первомайский", "Алмаз", "Каро Фильм".

Читайте также

Выбор читателей