"Где Арбат, мой Арбат, где мое Отечество?"

Булат Окуджава, Арбат всегда были визитной карточкой Москвы, его живой историей. Но прошли годы, и вот уже в столице выросло два или три поколения, которые никогда не видели настоящего Арбата

Булат Окуджава, Арбат всегда были визитной карточкой Москвы, его живой историей. Но прошли годы, и вот уже в столице выросло два или три поколения, которые никогда не видели настоящего Арбата, его патриархальных переулочков и уютных дворов.

Сорок лет назад по решению советского правительства начался первый этап варварского разрушения московской истории. Снос части старого Арбата положил начало строительству Нового Арбата, который вскоре получил от коренных москвичей титул "вставной челюсти". Те, кто хочет увидеть воочию современных Геростратов за работой, может сделать это на открывшейся на прошлой неделе в залах музея А.С.Пушкина выставке фотографий замечательного московского фотографа Александра Потресова под очень точным названием "Гибель Арбата".

Мне повезло запомнить эту прекрасную улицу: пробиравшийся мимо старых домов автобус, изредка попадавшиеся припаркованные автомобили (их тогда было не так уж и много), небольшие магазинчики и кинотеатр с крошечным залом. Но главное - это были москвичи. Привыкшие к торопливости, на Арбате они становились степенными, и узких тротуаров хватало для всех. Став пешеходным, Арбат "офонарел". Именно так назвал происшедшее с его любимой улицей Булат Окуджава. По центру поставили модерновые, но безвкусные фонари, и приходившие сюда москвичи "офонаревали" вместе с улицей.

С переменами 90-х годов многие начали связывать свои надежды на то, что разрушению архитектурного облика столицы придет конец. Увы, но этим надеждам не суждено было сбыться. Вокруг пешеходной зоны начали появляться дома, ничем не напоминающие старомосковские. Вместо магазинчиков первые этажи заняли престижные бутики, торгующие в основном иноземными товарами, русский квас вытеснили слабоалкогольные напитки. Наверное, пророческими были слова Булата Окуджавы о цветущей розе в банке из-под импортного пива. И в довершение всего арбатскую прописку получил "Макдоналдс"…

Увы, но нынешние московские власти не останавливаются на достигнутом. С их точки зрения, центр столицы - очень дорогая земля, из которой можно качать деньги, подобно нефти из скважины. Вот и появляются в центре вместо архитектурных памятников "вставные зубы" элитных жилых домов и офисов. То тут, то там стоят в историческом центре столицы виднеются журавли башенных кранов. История медленно покидает Москву. С ее вековых улиц выветривается московский дух. Город становится безликим и безжизненным. Вновь вспоминая Булата Окуджаву, с ужасом думаю: неужели придется делить историю моего родного города на время "Тогда, когда Арбат еще существовал…" и на сегодняшние будни. А наступление продолжается. На углу Арбатской площади, будто бы в насмешку, прямо напротив элегантной "Праги" взгромоздилось нечто "торгово-офисное". Пройдите сотню шагов до пересечения с Арбатским переулком, и справа вы увидите очередной забор. На мой вопрос: "Что за стройка?" пожилой прохожий с тоской сказал: "Наверное, опять чего-нибудь эдакое нагромоздят"...

А Булат Окуджава навечно остался на Арбате. Ему поставили памятник у Плотникова переулка. Проходя мимо, остановитесь и всмотритесь в его глаза, они как будто спрашивают у каждого проходящего: "Где Арбат, мой Арбат, где мое Отечество?..".

Читайте также

Выбор читателей