Европа не хочет русского хлеба

России не дают стать "хлебной державой". Европейский рынок не собирался расстилаться перед российскими экспортерами зерна... И Америка нам здесь не поможет

Еще совсем недавно российские чиновники с восторгом наперебой спешили заявить о том, что после продолжительного перерыва Россия вновь возвращается на мировой зерновой рынок в качестве крупного экспортера. Причиной восторгов стал богатый урожай зерновых, "переварить" который исключительно внутри страны оказалось более чем проблематично.

Однако, как выяснилось впоследствии, внешний рынок, и в первую очередь европейский, вовсе не собирался расстилаться перед российскими экспортерами. Более того, в ответ на нарождающуюся зерновую экспансию с Востока ЕС выразил намерение пересмотреть условия работы иностранных экспортеров на едином европейском рынке.

На сегодняшний день российский зерновой экспорт в страны ЕС не имеет особых ограничений. Это связано с существующим в Европе порядком формирования ввозных пошлин, привязанных к ценам на североамериканскую пшеницу твердых сортов. Согласно принятой схеме, пошлины вводятся лишь в том случае, если цена на американское зерно оказывается ниже или сопоставимой с ценой аналогичной продукции в странах ЕС. Именно это обстоятельство до последнего времени играло на руку России, так как цены на североамериканское зерно остаются достаточно высокими.

К сожалению, все хорошее рано или поздно заканчивается. Лазейку, которой с успехом пользовались российские экспортеры, Евросоюз намерен перекрыть до 1 января 2003 года. Для реализации своих намерений ЕС предполагает ввести практику исследования схем ценообразования импортируемого зерна на предмет обнаружения демпинга. Анализируя внутренние цены в странах-производителях, эксперты Еврокомиссии намерены определять обоснованность стоимости импортируемого продукта. На основе их заключений будут рассчитываться размеры пошлины, применяемой к стране-экспортеру.

Другим крайне невыгодным для России новшеством должно стать квотирование поставок зерновых для каждой конкретной страны. По некоторым данным, для России и Украины квоты на высокие и средние сорта пшеницы составит 4 млн. тонн. Все поставки сверх квот будут обложены дополнительным сбором в размере 40 евро за тонну; при этом сорта мягкой пшеницы и ряда других зерновых, которые предлагаются для экспорта в страны ЕС, будут тарифицироваться по ставке 95 евро за тонну. Для России, столкнувшейся с перепроизводством зерна, европейские новшества могут иметь крайне неприятные последствия. Страны Евросоюза традиционно являлись крупнейшими импортерами российского ячменя и пшеницы; только в прошлом зерновом году (с 01.07.2001 по 31.06.2002) на них пришлось три четверти общего объема экспортированной Россией фуражной и одна пятая часть продовольственной пшеницы, суммарным объемом 1,6 млн. тонн.

Что касается перспектив урегулирования зернового вопроса между ЕС и Россией, то поводов для оптимизма здесь пока мало. Во многом это связано с лоббистской деятельностью Франции, традиционно выступающей в роли житницы Европы и не желающей делить рынки с чужаками.

И без того непростую ситуацию осложнили действия Украины. Трейдеры из "нэзалэжной" заключили контракт на поставку фуражной пшеницы во Францию по цене на 20 долларов за тонну ниже французской. Предположительно, первые 25 тыс. тонн из этой поставки прибудут в порт Бретани уже на днях. По мнению аналитиков, "удачная" сделка украинских трейдеров, пришедшаяся на финальный этап обсуждения Евросоюзом введения импортных квот, будет иметь крайне негативные последствия для всех экспортеров Черноморского региона. Французское зерновое лобби эффективно использует прибытие первой партии товара для продавливания решений ЕС о скорейшем ограничении ввоза пшеницы из Украины и России. Сделка может стать решающим аргументом, который качнет чашу весов в пользу закрытия европейского рынка для этих стран.

На фоне общих неудач некоторое воодушевление российской стороне придало заявление президента зернового совета США Кеннета Хобби, посетившего на днях Москву. Представитель крупнейшей зерновой державы высказался в поддержку позиций россиян в конфликте с ЕС. Вводимые ограничения на экспорт зерна из России "противоречат базовым принципам свободной торговли и правилам ВТО", заявил Кеннет Хобби на совместном заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и Российского зернового союза. Теоретически это могло бы означать, что США не прочь выступить в роли союзника России в борьбе за европейские рынки. Квотирование и пошлины, предлагаемые ЕС, так же не радуют американских экспортеров зерна, как и их коллег из бывшего СССР.

В случае реализации подобного сценария у России появился бы шанс повторить известную "стальную эпопею". Тогда, благодаря массированному противодействию мировых поставщиков стали американской администрации, удалось добиться отмены антидемпинговых мер, в том числе и в отношении нашей страны.

К сожалению, подобные надежды имеют все шансы не оправдаться. По последним данным, Еврокомиссия существенно увеличила размер импортной квоты для своих основных торговых партнеров – США и Канады. Основной целью такого "адресного" послабления стало желание скорей подписать соглашение о квотах, закрыв тем самым импорт дешевой пшеницы из Черноморского региона. Согласно планам ЕС, с США и Канадой должно быть подписано преференциальное соглашение на поставку примерно 2 млн. тонн мягкой пшеницы и около 1 млн. тонн пшеницы дурум на беспошлинной основе. Для стран Северной Америки сохраняется также ныне существующая беспошлинная квота на 300 тыс. тонн мягкой пшеницы и 50 тыс. тонн пшеницы дурум.

Не исключено, что подобные уступки удержат американскую сторону от активного противодействия решению ЕС. Тогда Россия, скорее всего, останется без союзнической поддержки США и будет вынуждена вести с Евросоюзом затяжные переговоры, последствия которых весьма неопределенны.

Выбор читателей