Эти чартовы синглы…

Вот уже полвека сингл служит доброму делу взаимного обогащения музыкантов и их поклонников. Первые обогащаются материально, вторые – культурно

50 лет назад в Британии появилось такое основное промоутерское понятие, как чарт (от англ. сhart – "карта, диаграмма"), в котором за место на вершине борются выпускаемые музыкантами синглы (от single – "единственный"). От того, насколько хорошо будет принята новая песня, во многом зависит успех всего альбома, который, может быть, еще на тот момент даже не создан. Зачастую песня записана с небольшими отличиями от того, как она будет звучать на диске или кассете, и поэтому представляет особую ценность для самых преданных поклонников и коллекционеров.

Классическим синглом стало произведение искусства под названием "сорокопятка", хотя появились они еще в эпоху проигрывателей со скоростью 78 оборотов в минуту. На пластинке с 45 оборотами уже помещались две песни, и сингл получал название по композиции, попавшей на сторону "А". Часто сингл оказывался тем самым хитом, который потом звучал на радиостанциях, в барах и во дворах. Синглы издавались для продвижения композиции, которая становилась таким образом потенциальным хитом. Вместе с тем, сингл - явление поп-культуры. Прогрессивные рокеры, как и некоторые столпы современной музыки, сознательно не шли на подобные меры ради популярности. В частности, никогда не выпускали синглов такие титаны мирового рока, как Led Zeppelin.

Самым огромным количеством проданных экземпляров был отмечен сингл Элтона Джона "Свеча на ветру", специальная версия которой была записана как посвящение погибшей принцессе Диане. Сингл разошелся по Соединенному Королевству в количестве 5 млн копий, а по миру таких синглов было продано 33 миллиона. Однако данные исследователей из Британского института звукозаписи не утешительны. Эта индустрия терпит убытки, а число проданных в Великобритании синглов достигло самой нижней отметки за последние десять лет. В эру цифровой звукозаписи синглы издаются на физическом носителе по три и даже по четыре штуки враз. В связи с повсеместным распространением Интернета и формата mp3, который позволяет слушать любую музыку практически без потери качества, некоторые аналитики рынка предвещают индустрии медленную смерть.

Эксперты по хит-парадам полагают, что необходимо больше внимания уделять новым технологиям. Звукозаписывающий бизнес разрушает себя сам тем, что не пытается наладить взаимоотношения с Интернетом, который предоставляет фантастическую свободу выбора для молодежи. Правда, сразу же остро встает вопрос об авторском праве и гигантских потерях на несанкционированном копировании и обмене во Всемирной паутине. Пока эта проблема не решена. Звукозаписывающие фирмы так и не нашли, что противопоставить пиратству, кроме давления на сетевиков вплоть до закрытия популярных обменных ресурсов.

Согласно статистике, самыми богатыми для синглов годами был конец 70-х и в виде исключения - тот самый 1997 г., когда был выпущен знаменитый сингл Элтона Джона, что, конечно, не мешает в середине ноября с помпой и шумихой отмечать пятидесятую годовщину этого своеобразного двигателя музыки.

Выбор читателей