Россия – ЕС: палки в колеса интеграции

Всякая интеграция России с Европой засыхает на корню. Возникает вопрос: как нам дальше жить со своим стратегическим партнером?

У России и Евросоюза в экономической сфере накопилось довольно много проблем, да таких, которые без "импульса" сверху с мертвой точки не сдвинуть. Недавно ЕС окончательно определил сроки своего расширения: первую десятку кандидатов он примет в свои ряды уже через год. Для России это может повлечь кучу проблем, связанных как с жизнеобеспечением Калининградского анклава, так и с изменением торговой политики стран Восточной Европы, введением ими ЕСовских мер защиты рынка, а также с тем, что расширение Общего рынка неизбежно повлечет изменение товаропотоков в Европе. Не худо было бы все это "перетереть" с Брюсселем заранее. Но увы, дальше наилучших пожеланий друг другу дело не идет: последний саммит Россия – ЕС прошел в этом смысле впустую.

На полумертвой точке застыл энергетический диалог – одно из наиболее перспективных направлений экономического сотрудничества России и ЕС. Евросоюз по-прежнему нуждается в наших энергоносителях, а наш доблестный ТЭК – в европейских инвестициях. Замечательно! И что же? ЕС продолжает бояться попасть в зависимость от российских углеводородов и не очень-то спешит воплотить мечту председателя Европейской комиссии Романо Проди о двукратном увеличении закупок нефти и газа в России. Тут бы убедить европейских политиков, что мы не опаснее арабов в этом деле. Но увы! В другой раз. Что до инвестиций – здесь тоже все по-прежнему: выражаясь словами известного барда, "климат здесь не тот..." (инвестиционный).

А уж что касается торговли, то тут не политического импульса – хорошего пинка не хватает! Уже стало аксиомой, что ЕС – наш важнейший торговый партнер. На него приходится более трети (а после расширения – и половины) внешнеторгового оборота страны – что, конечно, немало. Но радоваться до бесконечности этому не стоит. Ведь нашей торговле присуща жуткая асимметрия номенклатуры экспорта и импорта (мы им – почти на 90% сырье, они нам – в основном готовую продукцию), а отсюда и неустойчивая динамика (взлеты и падения, связанные с колебанием мировых цен на сырьевые товары). "Будущее нашей торговли с интегрирующейся Европой, – полагает главный научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Борко, – зависит от того, сумеем ли мы перейти от экспорта сырья и полуфабрикатов к иному типу торговых связей, основанному на промышленной специализации и обмене готовой продукцией". Но где уж нам до таких высот, когда мы по-прежнему стоим, упершись лбами в антидемпинг!

Ну да, ЕС признал Россию страной с рыночной экономикой и как раз накануне последнего саммита объявил о том, что все необходимые изменения в европейское законодательство уже внесены. Однако радоваться пока рано: антидемпинговых процедур в отношении ряда категорий российского экспорта (всего на данный момент – 14) пока никто не отменял. Более того, получается, что и впредь российским экспортерам не гарантировано "подлинно рыночное" отношение со стороны ЕС: низкие цены на энергоносители в России не дают покоя европейцам, которые склонны рассматривать их как скрытую форму государственного субсидирования. Хотя в этом вопросе есть "подвижки" (европейцы соглашаются с тем, что у России могут быть естественные конкурентные преимущества – например, обилие ресурсов), окончательного взаимопонимания так и не достигнуто.

Неутешительная ситуация и на переговорах по вступлению России в ВТО. Евросоюз не перестает оказывать нам в этом поддержку – на словах, а на деле выступает главным блокиратором переговорного процесса: на уступки не идет ни в какую! Уж очень ЕС хочется заполучить российские рынки банковских и страховых услуг и телекоммуникаций. И ограничить возможность субсидирования Россией своего сельского хозяйства.

Все эти проблемы давно стали хроническими болезнями наших с Европой отношений. Разблокировать большинство из них, по мнению экспертов, сейчас можно только на высоком политическом уровне. Поэтому так ценны саммиты, и так жалко, когда они проходят безрезультатно.

Нельзя не отметить то завидное постоянство, с которым политические проблемы возникают в российско-европейских отношениях как раз тогда, когда в них намечается определенный "прорыв". Так, полтора года назад, когда калининградская проблема впервые прозвучала со всей остротой и наметилось определенное движение в сторону ее решения, "кто-то" подбросил европейцам информацию о том, что в российском эксклаве, дескать, размещено ядерное оружие. Теперь, когда и проблема Калининграда близка к разрешению, и нас окончательно признали страной с рыночной экономикой, и на повестке дня – развитие энергетического диалога, в Копенгагене собрался пресловутый "всемирный чеченский конгресс", который подействовал на Россию, как на быка красный цвет. О том, кто конкретно за этим стоял, остается гадать, а вот кому невыгодно плодотворное сближение ЕС и России (например, в сфере энергетики) – можно сказать вполне определенно: тому же, кому невыгодно было и появление новой мировой валюты и кто в свое время подорвал курс новорожденного евро войной в Югославии...

Впрочем, от нахождения виноватых, как всегда, легче не станет. На повестке дня другой вопрос: возможна ли интеграция (или просто плодотворное сотрудничество) России с ЕС в принципе, если к вороху экономических проблем прибавится еще и непонимание на политическом уровне?

Выбор читателей