Крестный путь семьи Космодемьянских

В эти дни, 61 год назад, фашисты схватили Зою Космодемьянскую и повесили. Ее имя стало нарицательным при коммунистах, но после перестройки раздались голоса противников. Как все было на самом деле?

В эти дни, 61 год назад, фашисты схватили Зою Космодемьянскую и повесили. Ее имя стало нарицательным при коммунистах, но после перестройки раздались голоса противников. Как все было на самом деле? Возможно, темные пятна в истории о Зое связаны с ее происхождением.

Официальная версия такова. 29 ноября 1941 г., когда в Подмосковье стояли лютые морозы, жители деревни Петрищево, что в 70 км от Москвы, согнанные немцами на место казни для устрашения, цепенели от ужаса, видя, как ступает по снегу к своему эшафоту девочка, истерзанная пытками, поруганная, но сохранившая гордый человеческий дух. Это была Зоя Космодемьянская, или Таня, как она себя называла. Ее биография повествует о том, что в самом начале войны она поступила в разведшколу в поселке Кунцево, где готовили диверсантов для действий в тылу немецко-фашистских войск.

Считается, что Зоя и еще два партизана были заброшены в село Петрищево с задачей поджечь немецкий штаб, конюшни и дома захватчиков. Одного парня поймали сразу же, и он сообщил немцам о Зое и о третьем товарище, которому посчастливилось уйти. Зое Космодемьянской принадлежат крылатые слова, которые она успела выкрикнуть, уже находясь на эшафоте: "Всех не перевешаете, нас двести миллионов! За меня отомстят товарищи! Советский Союз победит!".

На этом официоз заканчивается и начинаются загадки. По некоторым сведениям, тело юной партизанки больше месяца не разрешали снять с виселицы и захоронить. И только когда началось контрнаступление Советской Армии, труп наскоро закопали. 24 января 1942 г. могила была вскрыта, однако опознать казненную не смогли.

Откуда все это известно? Военный корреспондент газеты "Правда" Петр Лидов узнал случайно от деревенского старика о тех событиях. Лидов отправился в Петрищево, был потрясен услышанным и решил, что не важно, кто именно совершил подвиг. 27 января в "Правде" появился очерк "Таня" с фотографией под текстом. Очерк перепечатали многие советские газеты, но кто такая Таня, долго оставалось неизвестным.

Спустя некоторое время после публикации в комсомольскую организацию Темирязевского района Москвы пришел человек по имени Александр Космодемьянский, который утверждал, что на снимке изображена его сестра, ученица 201-й московской школы. Позднее Александр тоже ушел на фронт и, как и его старшая сестра, посмертно получил звание Героя Советского Союза, пав в боях под Кенигсбергом в самом конце войны.

На примере Зои Космодемьянской воспитывались послевоенные поколения советской молодежи. О юной героине писались стихи, складывались поэмы, ее именем назывались улицы, молодежные организации.

Некоторые темные пятна в этой трагической истории, возможно, связаны с происхождением юной героини. Отцом Героев Советского Союза Зои и Шуры был старший сын священника Петра Космодемьянского Анатолий. Как и отец, он учился в Тамбовской духовной семинарии... В первом номере журнала "Божий мир" за 2001 г. опубликована статья "Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского", в которой говорится: "В 1933 г. тридцати трех лет от роду внезапно умирает Анатолий Петрович Космодемьянский. Беды не оставляют эту семью в покое. Осенью 1940 г. тяжело, менингитом, заболела Зоя. После выздоровления, в октябре 1941 г., эта девочка добровольцем ушла защищать свое Отечество и погибла 29 ноября 1941 года. Имена внуков сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского, Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, стали легендарными.

В память 50-летия Победы в 1995 г. памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед – священник Петр Иоаннович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры...".

Таким образом, в истории этой семьи появляется сразу несколько мучеников, но вполне вероятно, что если бы властям были известны обстоятельства происхождения героини, они не стали бы мифологизировать ее образ.

Выбор читателей