Отверженный и оскорбленный

Вероятность смены власти в Минске сейчас велика как никогда: Запад, используя обострение отношений белорусского лидера с Москвой, поставил его в патовую ситуацию.

Европа еще раз убедительно доказала, что западная цивилизация – это "кино не для всех". Не то что участвовать в нем – даже посидеть в зрительном зале разрешается далеко не всем желающим. Не удалось это и белорусскому президенту Лукашенко, который захотел посетить сеанс под названием "саммит НАТО в Праге", точнее, даже не сам саммит, а встречу руководителей государств, участвующих в программе североатлантического партнерства. Более того, Лукашенко и его окружению отказали в контрамарке на любые последующие европейские (а затем – и американские) зрелища. Проблема с визами для жителей российского Калининграда просто меркнет на фоне этого скандала. Не пускать в гости всё руководство соседней страны (при том, что страна эта – потенциальный кандидат на вступление в ЕС) – что-то новенькое.

Отказ в визах для Александра Лукашенко и его министров возник не на пустом месте. Против белорусского истеблишмента на Западе давно ведется масштабная PR-кампания. Лукашенко обвиняют – и небезосновательно – в злостном нарушении прав человека в Белоруссии. Но поводом для возведения консульского барьера стало событие куда более вопиющее: решение белорусского руководства о выдворении из страны миссии ОБСЕ. Эта самая миссия посмела заикнуться о возможной фальсификации итогов прошлогодних президентских выборов в республике, т.е. поставила под вопрос легитимность власти Лукашенко. Конечно, такая "наглость" не могла быть расценена белорусскими властями иначе, как вмешательство во внутренние дела страны, и миссия была выдворена. А затем последовали угрозы Лукашенко, адресованные Западу, буквально в духе Никиты Хрущева с его "кузькиной матерью". Тут уж Запад не стерпел...

Итак, Лукашенко стал самой настоящей persona non grata. Впрочем, не для всего Запада. Самая западная (географически) из стран континентальной Европы – Португалия – по-прежнему готова видеть его на своей земле. Португалия сейчас председательствует в ОБСЕ и, казалось бы, имеет больше оснований обижаться на Лукашенко. Но почему-то не обижается. Позиция Лиссабона объясняется просто и прозаично: необходимо обеспечить участие Белоруссии в подготовке саммита ОБСЕ, который пройдет в начале декабря именно в Португалии. А отстранение от участия в подготовке саммита даст Лукашенко повод и возможность сорвать само это мероприятие. Правильно поняли "португальский намек" и в самой Белоруссии (за исключением, возможно, только президента страны). Так, заместитель председателя парламентской Комиссии РБ по международным делам и связям с СНГ Анатолий Красуцкий подметил, что "форточка в виде Португалии оставлена нам неспроста".

Остается, правда, вопрос: а захочет ли белорусский президент лезть в Европу через форточку, будучи до этого спущенным с парадной лестницы? Трудно сказать. Но возможно, к этому его подтолкнет присоединение Штатов к странам, захлопнувшим перед "батькой" двери. Ведь став persona non grata для США и ЕС, белорусский лидер оказался в "хорошей компании" неудобных, неугодных и неконтролируемых лидеров: Туркменбаши, Муаммар Каддафи, Ким Чен Ир, Саддам Хусейн, а также выбывший из игры Слободан Милошевич. В свое время Югославия – европейская страна – явила собой самый характерный пример того, чем заканчивается "диалог" западного сообщества со строптивыми президентами. Теперь на очереди иракский режим. Поговаривают и о возможности "мягкого" устранения Ниязова. Чем же Лукашенко застрахован от такой участи? Своими союзническими связями с Россией? Возможно – но только до определенной степени.

Весьма характерно, что прессинг на белорусского лидера принял форму открытого объявления дипломатической войны именно сейчас. Только что Россия с Белоруссией с горем пополам утрясли "газовые" размолвки (надолго ли?), однако в целом отношения союзников остаются холодными как никогда. Перспектива реального создания союзного государства РФ и РБ после летней перебранки президентов, когда Путин напрямую предложил Лукашенко интегрироваться, а тот отказался, стала довольно туманной. Можно сказать, что белорусский президент сам подпилил сук, на котором сидел, ведь именно громоздкая тень стоящей позади России позволяла ему вести себя с Западом довольно нахально. Он "высидел" на этом суку сколько смог: шантажировать Запад близостью с Россией, а Россию – своим уходом на Запад до бесконечности было бы невозможно. Факт, что теперь Запад уже не чувствует за Лукашенко прежней российской поддержки. И теперь никто не исключает дальнейшего развития кампании давления на Белоруссию со стороны Запада, вплоть до силового воздействия – ведь помощи ей ждать неоткуда.

Итак, Лукашенко может остаться один на один с западными "воспитателями хороших манер", а это значит, что Белоруссия в итоге может остаться без Лукашенко. А уж это, в свою очередь, может привести к тому, что Россия потеряет Белоруссию как союзное государство.

Впрочем, на деле ситуация может обернуться и так, что Лукашенко устоит под напором и нажимом со стороны "цивилизованного сообщества" и еще больше укрепится в своей, мягко говоря, нелюбви к Западу. Нынешние недружественные меры ЕС и США могут сподвигнуть президента маленькой, но гордой страны вновь кинуться в объятия России. Этого уже опасается белорусская оппозиция. Глава Белорусской социал-демократической партии "Народная громада" (БСДП) Николай Статкевич предрекает: "Есть ощущение, что запрет на въезд белорусского руководства в страны ЕС удовлетворяет Россию, потому что он лишает Белоруссию любой другой альтернативы, кроме как союзного государства". Весь вопрос в том, простит ли Кремль прошлые выходки Лукашенко и сможет ли прийти с ним к взаимопониманию относительно форм и методов построения союзного государства.

Пока все говорит в пользу того, что белорусский президент интегрироваться с Россией "всерьез" не желает. Более того, он становится неудобен Москве не менее, чем Западу. Но сможет ли Москва заменить Лукашенко на более лояльную фигуру, и не повлечет ли смена власти в Минске рывок Белоруссии на Запад? Ведь белорусская оппозиция, как сжатая пружина, удерживается сейчас мощной хваткой "батьки" и верных ему силовых структур. Если хватка ослабнет – куда швырнет страну эта пружина?..

Автору статьи приходилось беседовать на эту тему с гражданами Белоруссии. "Белорусы – слишком покорный народ, – говорят они. – Батька тянет нас в средневековье, но в стране нет других заметных фигур, которые могли бы его заменить. Только появляется фигура – и сразу куда-то исчезает..." Очевидно, не все разделяют такую точку зрения, однако она соответствует тому, что известно о Белоруссии за ее пределами.

Как бы то ни было, в настоящий момент Белоруссия стоит на распутье. Возможных путей выхода у нее немного; еще меньше их у ее президента. Именно Лукашенко довел дело до обострения отношений со всеми соседями, так что дипломатическая война ведется, в сущности, против него персонально. Вероятность смены власти в Минске сейчас велика как никогда: Запад, используя обострение отношений белорусского лидера с Москвой, поставил его в патовую ситуацию. И любой вариант сближения с Западом (даже в форме поездки Александра Григорьевича "за ярлыком на княжение") приведет к смене власти и внешнеполитического курса Минска: Лукашенко был и останется для Запада непредсказуемым лидером, которого лучше заменить.

Сохранить свою власть белорусский лидер, очевидно, сможет лишь в том случае, если пойдет на мировую с Россией, то есть на союз. Но это означает, что он перестанет быть прежним "батькой", а станет кем-то вроде губернатора. "Газпрому" достанется вожделенный "Белтрансгаз", а жителям Белоруссии – все блага принадлежности к единому правовому и экономическому пространству России. Никакого нового государства, где бы в названии фигурировало слово "союз", от этого не возникнет, к этому белорусы должны быть готовы. Так что если слово "союз" для них принципиально, то скорее подойдет Союз Европейский. Однако и там суверенитетом придется сильно поделиться: ЕС довольно скоро может окончательно превратиться в федерацию со всеми вытекающими последствиями для его "субъектов". Причем, как показывает опыт нынешнего расширения Евросоюза, для стран-кандидатов оно означает в первую очередь туго затянутые пояса, недостаточную конкурентоспособность отечественной продукции на Общем рынке и неравенство в правах с прежним составом ЕС (по крайней мере, в части свободы передвижения рабочей силы). Дотации, льготы, единая валюта и прочие выгоды меркнут на фоне необходимости проделать колоссальную работу по приведению страны в "европейский" порядок.

Пат – это ситуация, когда нужно сдаваться. Хотя, как знать – может, белорусский лидер придумает какой-нибудь нетривиальный спасительный "ход конем", который позволит ему пронырнуть между Сциллой и Харибдой – Россией и Западом (например, столкнув лбами Россию и ЕС на некоем аукционе за право интегрироваться со своей страной). Но в итоге Белоруссии все равно предстоит сделать нелегкий выбор между двумя векторами интеграции (восточным и западным), причем независимо от того, будет она делать его с Лукашенко или без.

Выбор читателей